Иконография праздника

Встречаем Преображение Господне - Иконография праздника
Поделиться

В середине шестого века в монастыре святой Екатерины на Синае была создана мозаика, которая стала прототипом всех изображений Преображения Господня. Она почти дословно иллюстрирует евангельское событие. В центре композиции – Христос в сияющих белых одеждах, по сторонам от него – пророки Моисей и Илия, перед ними распростёрлись ниц апостолы Пётр, Иаков и Иоанн. Фигуры изображены на золотом мозаичном фоне. Он символизирует благодатный Божественный свет, который пронизывает и преображает всё мироздание.

Второе ключевое событие Преображения – момент, когда гору Фавор осенило светлое облако, из которого раздался глас Бога-Отца: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте”. Это прославление Спасителя передаётся на иконах и мозаиках живописными средствами. Всю фигуру Христа окружает многослойный голубой ореол, он имеет форму миндаля, по-латыни – мандорлы. Это – нетварный свет Божественной славы, видимый только духовными очами.

Со временем на иконах Преображения Господня появились другие символы. Они более подробно иллюстрировали евангельский текст и придавали изображениям новую смысловую глубину. Часть пространства иконы теперь занимали отвесные скалы. На горе Фавор, где по преданию произошло Преображение, скал нет, там пологие склоны. Но в иконографии они символизируют собою крепкую веру и духовное восхождение каждого христианина.

Позы апостолов, упавших ниц перед величием увиденного, приобрели большую выразительность. Кто-то из учеников прикрывает в страхе глаза, кто-то всем телом вжимается в землю. Это аллегория той слабости и неготовности человека к тому чтобы предстать перед Господом, чтобы лицезреть духовными очами нетварный Фаворский свет.

Собеседники Христа изображаются в соответствии с принятым каноном, они наделены своей индивидуальностью. Илия предстаёт перед нами как старец, а Моисей – как молодой мужчина. Иногда сюжет обрастает подробностями и внутри иконы Преображения появляются дополнительные рисунки-клейма. На них ангелы выводят Моисея из гроба, а Илия на облаке переносится с неба. Ведь Моисей умер, а Илия был взят живым в Царствие Небесное. Иконописец словно говорит нам, что для Господа нет мертвых, но все живы. Встреча Моисея и Илии в день Преображения – это прообраз будущей встречи живых и мертвых в день Второго Пришествия Христова.

Святые пророки со вниманием и благоговением склонились ко Христу. Мы знаем из Евангелий, что они беседуют со Спасителем о предстоящих Ему Крестных страданиях. Кроме того, на иконе изображается, что окружающие скалы поросли деревьями. Это также напоминает нам о Крестном Древе Спасителя, о Его грядущей искупительной жертве. Таким образом Преображение становится важным этапом на пути к голгофскому подвигу Христа.

Иногда рядом с иконой Преображения появляются ещё два сюжета: Христос с учениками, поднимающиеся на Фавор и спускающиеся с горы Преображения. Спаситель указывает Петру, Иакову и Иоанну на оставшуюся внизу долину. Господь направляет апостолов на служение миру.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...