Вы, наверное, помните эпизод из сказки «Снежная королева», в котором Герда попадает в дом к старушке-колдунье. В этом доме и вокруг него растет много цветов. Цветами расписана и соломенная шляпа хозяйки. Колдунья оставляет Герду у себя.
Девочке здесь нравится. Старушка к ней добра. И так постепенно Герда забывает, что на самом деле должна идти дальше — искать Кая. А хозяйка делает еще одну удивительную вещь: повелевает своим розам, растущим в саду, спрятаться под землю. Зачем? Чтобы эти розы случайно не напомнили Герде о тех розах, что росли у нее дома на окне, — и значит, не напомнили про Кая.
Но девочка, проведя у старушки несколько дней, не может не заметить, что в саду, полном самых разных цветов, нет при этом ни одной розы. Ей это кажется странным. Она пытается найти хотя бы одну — и не может. Тогда Герда опускается на землю и плачет. Как и полагается в сказке, слезы падают как раз на то место, где раньше рос розовый куст — и только они окропляют землю, куст на глазах у девочки снова вырастает таким же прекрасным, как был. Конечно же, Герда сразу вспоминает о Кае и решает покинуть дом старушки.
А дальше — самое интересное. Герда спрашивает у роз, не видели ли они Кая. И главное — верят ли они, что он умер и больше не вернется. А розы отвечают: «Он не умер. Мы были под землей, где лежат все умершие, но Кая меж ними не было».
Я специально подробно пересказывают знакомый с детства сюжет — чтобы добавить к нему одну деталь. О которой я лично в детстве не знал. Да и неактуальна она для ребенка, а вот для нас, взрослых, — вполне…
Я где-то читал, что в датской христианской мистике роза — это символ Христа. Так у них повелось. И думаю, Ганс Христиан Андерсен не смог бы об этом забыть. И в свете этой детали вся история обретает совершенно новое — еще более красивое звучание.
Розы спрятались под землю, были там, «где все умершие», а потом вернулись обратно на Божий свет. Уж больно напрашивается параллель с историей Христа: смерть, погребение в земле, сошествие во ад — туда, где все умершие — чтобы этих самых умерших из ада вывести и вернуть к жизни. А дальше — воскресение.
Христос сделал так, что смерти — нет. И почему-то именно роза первой в сказке с уверенностью говорит Герде, что Кай — не умер.
Всё это — не больше, чем частный взгляд на литературное произведение текст. Один из возможных и вовсе не обязательный. Любой текст существует только в интерпретации. И ни одну интерпретацию не следует догматизировать или запрещать. А вот предполагать, искать и размышлять — вполне можно. Помните, у другого писателя — Сергея Довлатова — есть такая мысль: «Всякая литературная материя делится на три сферы: то, что автор хотел выразить; то, что он сумел выразить; то, что он выразил, сам того не желая. Третья сфера — наиболее интересная».
Так что на литературоведческую истину в трактовке «Снежной королевы» я вовсе не претендую. Но одно знаю точно: любой текст обретает совершенно особые смыслы, если посмотреть на него в свете Христа.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.