Вся жизнь святых мучеников Хрисанфа и Дарии – пример верности друг другу и Богу. Их супружество от первого до последнего часа было чистым, не омрачённым ложью или недоверием.
Хрисанф был родом из знатной александрийской семьи. Его отец-язычник мечтал видеть сына учёным и отправил его получать образование в Рим. Там Хрисанфу попал в руки Новый Завет. Прочтя его, юноша решил стать христианином. Хрисанф крестился и стал проповедовать Евангелие. Отец пытался вернуть сына в язычество, но отвратить юношу от его веры не могло ничто. Тогда отец решился на радикальное средство. Он задумал женить Хрисанфа на образованной девушке, надеясь, что она подействует на сына умными речами, а заботы о семье отвлекут его от христианства. Вскоре и подходящая девушка нашлась. Ею оказалась жрица Дария.
Украсив себя драгоценностями, она переступила порог комнаты Хрисанфа. При первом взгляде на юношу Дарии показалось, что этот орешек она раскусит легко, а потому, не особенно церемонясь, рассказала ему, как расстроен его отец - хороший и уважаемый человек, и что она из сострадания к нему согласилась сделать то, что женщины обычно не делают - пришла и предлагает себя в жёны Хрисанфу. Юноша слушал Дарию и понимал, что она – смелая и искренняя - ему симпатична. В ней было то, что нельзя разглядеть глазами, а можно только почувствовать - родство души. Однако Хрисанф не стал говорить об этом. Он посоветовал Дарии поменьше украшать себя драгоценностями - лучше украсить душу добрыми помыслами. Ведь только так можно заслужить любовь Христа.
Дария не обиделась. Хрисанф, говоря всё это, не был ни суров, ни груб. Девушка поняла главное: юноша жалеет её и хочет только добра. Они не заметили, как пролетело время их первой беседы. Спустя несколько часов Дария вышла из комнаты убеждённой христианкой и…невестой. Молодые люди решили сочетаться браком. Отец Хрисанфа был счастлив, думая, что достиг своей цели, и на радостях завещал всё своё состояние сыну.
Когда Дария приняла христианство, Хрисанф сам помогал ей изучить Священное Писание. Вместе они проповедовали Евангелие среди римлян. Отец Хрисанфа умер вскоре после свадьбы сына, и супруги, получив его имущество, стали весьма состоятельными людьми. Неожиданно свалившееся богатство они потратили на богоугодные дела. Свой дом Хрисанф и Дария превратили в жилище для благочестивых мужчин и женщин. Все свои силы, время и здоровье супруги отдавали просвещению язычников. Помыслы Хрисанфа и Дарии были настолько прозрачными, а репутация незапятнанной, что в народе их называли святыми.
Несколько лет супруги жили спокойно и счастливо. Но в 283 году власти Рима стали их преследовать. Хрисанфа и Дарию арестовали и мучили, требуя только одного – отказа от веры. Но будто сами небеса смеялись над палачами: верёвки, затянутые на теле узников, оказывались разорванными, оковы рассыпались, а огонь не причинял никаких страданий. Мучители в изумлении спрашивали, каким волшебством пользуются Хрисанф и Дария? Супруги отвечали, что нет никакого волшебства, а есть только вера и Божественная сила. Кончилось это тем, что палачи сами изъявили желание принять Святое Крещение.
Император Рима - Нумериан, узнав об этом, разгневался. Он решил унизить супругов и повелел бросить Хрисанфа в сточную канаву, а Дарию отдать в публичный дом. Но канава неожиданно наполнилась благоуханием, а возле Дарии оказался лев, который никому не давал к ней притронуться. И тогда император приказал казнить супругов. Однако стражники никак не могли войти в комнату к Дарии - боялись льва. Тогда они подожгли публичный дом. Дым и огонь напугали животное. Дарии стало жалко льва, она вывела его на улицу и отпустила. Зверь убежал, а женщину тут же схватила стража.
Перед кончиной Хрисанфу и Дарии было суждено несколько минут провести вдвоём. Вместе они и приняли смерть.
Святые мученики Хрисанф и Дария стали воплощением супружеской верности. Не случайно они почитаются церковью, как покровители семьи. Им молились и молятся о семейном благополучии, об укреплении семейных уз.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!