Адрес Свято-Данилова монастыря: Даниловский Вал, 22.
Знаете ли вы, где располагается резиденция Святейшего Патриарха, и проводятся Архиерейские соборы Русской Православной Церкви? А какой монастырь был первым монастырем, основанным в Москве? А кто его основал?
Ну, тогда слушайте. Речь пойдет о Свято-Даниловом монастыре.
Описывать красоты и величие монастыря в рамках радиопрограммы – задача сложная. Проще в один из выходных дней съездить в монастырь самим – благо, находится он недалеко от станции метро «Тульская». И пешком до него – минут пять.
А вот коснуться парой слов личности основателя стоит. Уж больно необычен был князь. Не зря церковь почитает его как святого.
Этот монастырь – первый в Москве, – основан князем московским Даниилом, младшим сыном прославленного Александра Невского.
Родился Даниил в 1261 году во Владимире-на-Клязьме, столице великого княжества Владимирского. В 1272-м юному Даниилу по жребию досталось в удел скудное по сравнению с другими Московское княжество. И вот в чем необычность, я бы даже сказал, уникальность личности князя: за 30 лет княжения – а время было ох, какое непростое и ох, не мирное! Русь раздирали междуусобицы! – Святой Даниил всего лишь один раз участвовал в военных действиях. Разбив у Переславля Рязанского татарский отряд, приведенный Разанским князем Константином для захвата Московских земель, князь Даниил не захватил (как это принято было в те времена) Разанское княжество. А князя Константина, взяв в плен, содержал в Москве, как гостя, пока не было заключено перемирие.
Все же остальное время кроткий нравом, миролюбивый и добросердечный князь Даниил без кровопролития умирял вражду и устраивал мир. Благочестие, справедливость и милосердие стяжали князю всеобщее уважение. В 1296 году ему была передана власть и титул Великого князя всея Руси. Так Даниил положил начало единению Русских земель вокруг будущей столицы и стал первым Московским Великим князем всея Руси.
Он и в 1282-м основал первый в Москве мужской монастырь во имя своего небесного покровителя преподобного Даниила Столпника. Перед смертию Даниил принял постриг в монастыре, где и был похоронен.
Говоря же об истории монастыря, отметим любопытные факты: Данилов монастырь был первым основан в Москве в XIII веке, последним прекратил свое существование в тридцатых годах, и первым из московских монастырей возродился в конце восьмидесятых, как бы олицетворяя новую эпоху Русской православной церкви.
Контакты:
Москва, 115191, ул.Даниловский вал, д.22.
+7(495)961-14-80
Канцелярия: +7 (495) 955-67-15 +7 (495) 952-34-08
Пресс-служба: 958-27-90, 958-56-91
Офис и экскурсионное бюро: 958-05-02
Паломническая служба: +7 (985) 725-00-48
Как добраться:
*Станция метро Тульская. Последний вагон из центра. Выйдя из метро, повернуть назад и дойти до трамвайных путей. Затем повернуть направо и идти прямо до монастыря.
*От станции метро Павелецкая ехать на любом трамвае до остановки Свято-Данилов монастырь.
Монастырь открыт для посетителей с 6:00 до 21:00.
Схема проезда:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия