Я — журналист с правом редактирования. На журфаке училась на соответствующей кафедре. Ещё студенткой, меня определили на практику в одно небольшое издательство, где я с утра до вечера редактировала большие стопки печатного текста. Всматриваясь своим неопытным глазом во многочисленные авторские знаки, я видела перед собой конечную цель — найти как можно больше ошибок и исправить их.
Со временем ко мне прикрепили команду авторов, которые приносили мне свои нетленки, и часто я их отчитывала за неверную стилизацию, возвращала им рукописи (мол, всё это не годится) или вообще переделывала их тексты так, что узнать было нельзя. Возможно, я сейчас немного утрирую, но, в общем, почти так всё оно и было. Я тщательно выискивала чужие ошибки (часто даже там, где их не было) и исправляла их.
По окончании вуза я продолжила редакторскую работу, но одновременно с этим стала и писать. Писать и, как вы понимаете, сдавать свои тексты редактору на правку...
Мне повезло, что мой первый редактор оказался очень грамотным и деликатным человеком. Когда он протянул мне мою первую статью с правкой, я очень удивилась. В ней не было ни перечёркнутых кусков, ни переписанных мест. Кое-где лишь стояли вопросительные знаки и короткие примечания: «Не лучше ли вот так?», «А здесь хорошо бы добавить примеры» и так далее. Где же правка, подумала я? Это просто... какой-то набор комментариев.
Видя мой конфуз, он стал перелистывать страницы:
— Я написал на полях свои соображения, посмотрите их. Может быть, какие-то из них Вам понравятся. Но я не настаиваю. Вы вправе со мной не соглашаться.
Я? Не соглашаться? Это с редактором-то?
...С тех пор прошло двенадцать лет. Я с благодарностью вспоминаю эту встречу и понимаю, что получила тогда не только хороший урок по редактированию, но и хорошую жизненную установку: искать ошибки у других людей легко, не подменять их своими — вот, чему так сложно научиться. И, я думаю, что вы со мной согласитесь: чтобы вспоминать эту истину почаще, совсем необязательно быть редактором — в повседневной жизни она тоже очень хорошо работает.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.