Как вы думаете — можно ли православному христианину хулиганить? До недавнего времени мой ответ был однозначным — нет. Но сами понимаете, если бы я своего мнения не поменял, запись передачи не состоялась бы. Оказывается, иногда Православная Церковь похулиганить людям не просто дозволяет, но даже поощряет их в этом!
Вот что, например, происходит на греческом острове Корфу. Там утром на Пасху местные жители выбрасывают из окон глиняные горшки — большие и маленькие. Некоторые выбрасывают целые амфоры высотой с человеческий рост. Грохот стоит невообразимый.
Можно спросить — куда смотрит полиция? Во-первых, служители закона сами с удовольствием могут на Пасху выбросить из окна горшочек побольше. Во-вторых, все что ими по сути предпринимается — это предупреждение. Под окнами не ходить, головы беречь!
Традиция бить горшки на Пасху на острове Корфу живет с незапамятных времен. Конечно, это не просто безобразие, которое Церковь и полиция дозволяют людям учинять раз в году. Бить горшки — очередной пасхальный символ.
Корфиоты так вспоминают событие Воскресения из мертвых Иисуса Христа. Когда Спаситель победил смерть и воскрес, Он покинул гробовую пещеру, в которой был положен учениками. Первыми об этом чуде узнали благочестивые женщины. Они рано утром пришли, согласно восточной традиции, помазать благовонными маслами мертвое тело Христа. Когда эти женщины увидели, что гроб Христа пуст, а вместо Него там находится ангел, они от удивления выронили из рук глиняные горшки с ароматными маслами. Горшки, конечно, тут же разбились.
В пасхальное утро корфиоты с удовольствием повторяют это действие, вспоминая евангельское событие и одновременно получая удовольствие от возможности совершенно законно разбить что-нибудь.
С боем горшков на Пасху на Корфу связано такое поверие. Если человек наберется смелости и, пробравшись под керамическим дождем, найдет горлышко от горшка — быть ему счастливым целый год. Он до следующей Пасхи будет жить в достатке, вознагражденный за свою смелость Богом.
Поэтому множество мужчин, помоложе и постарше, явно подвергаясь опасности получить по голове горшком, устремляются за отколотыми горлышками. Желание быть счастливым целый год побеждает в них страх получить удар сверху.
Кстати, у меня дома на полке лежит горлышко от корфиотского горшка. Правда, добыл его я несамостоятельно. Привез мне это горлышко мой родственник, побывавший на Корфу на Пасху. Зная какой ценой добыт этот артефакт, я храню его на самом видном месте.
У нас в России традиция бить горшки на Пасху вряд ли приживется. Да оно и не нужно. Было бы скучно, если бы у всех православных народов были бы одинаковые традиции. А так - вселенная Православия поистине многолика!
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.