В 1313 году лекторий в царском дворце был заполнен самыми образованными людьми Константинополя. Студенты университета, философы, богословы и сам император собрались в зале дворца, чтобы услышать речь юноши Григория - воспитанника лучшего ученого Империи философа Феодора Метохита. Слухи о светлом уме, образованности и ораторском мастерстве Григория дошли до Императора. По его настоянию юноша с большим успехом прочел лекцию о силлогистическом методе Аристотеля в императорском дворце.
Император:
Лекция была безупречна! Признаться, я восхищен, учитель Феодор! Вы прекрасно его обучили!
Федор Метохит:
Благодарю Вас, Ваше Величество! Думаю, сам Аристотель, если бы он был здесь, удостоил бы его речь похвалы!
Император:
Пожалуй, я сделаю его своим сановником, как некогда и его отца. Отец Григория был дорог мне, я принял участие в воспитании мальчика в память о нем. Но теперь вижу, что юный Григорий и сам по себе заслуживает моего внимания. Я уверен, он сделает блестящую карьеру! А вот и он!
Григорий:
Ваше Величество!
Император:
Мы обсуждали с учителем Федором твоё будущее! Ты мог бы стать придворным сановником, моим приближённым… Впрочем, мне интересно было бы узнать – каким ты сам его видишь?
Григорий:
Могу ли я ответить от сердца, Ваше Величество?
Император:
Разумеется!
Григорий:
Я чрезмерно благодарен вам, за вашу щедрость и милосердие, за ваше попечение обо мне… Но, светская жизнь тяготит меня. Мое сердце ищет уединения и жизни с Богом.
Император:
Вздор! Такому юноше как ты не приличествует запираться в келье! Ты должны блистать! Разве можно променять дело просвещения народа на уединение в келье? Так ты можешь закопать великий талант, Григорий!
Григорий:
Ваше Величество, Вы правы, просвещать народ – великое дело! Но необходимость быть со Христом – превыше всего. Здесь, в миру, заботы о материальных житейских нуждах мешают мне достичь совершенства Богообщения. Я чувствую, что только в молитвенном служении я обрету тот свет, который будет просвещать людей намного лучше, чем мой ум или мои способности! Несколько лет назад я совершил путешествие на Афон. Меня поразило там все: лица монахов, их образ жизни и то, как они воплощают в жизнь слова АпОстола Павла: «НепрестАнно молитесь». Они не прекращают молиться, даже когда занимаются хозяйственной работой. Это удивительно!
Император:
Да-да, всё это, конечно, замечательно. Но Григорий! Я думаю, мне удастся переубедить тебя! Ты останешься в дворце, я сделаю тебя самым приближённым ко двору человеком в Константинополе! Я женю тебя на самой знатной девИце. Пройдет совсем немного времени, и твоё имя узнают далеко за пределами Византии!
Григорий:
Да благословит Вас Бог, Ваше Величество, за всё! Ваша милость и щедрость не знает пределов, но я буду настаивать на своем решении.
Император:
И слышать не желаю! Следуй за мной!
Через три года уговоров, увидев совершенную непреклонность юноши, император Андроник II все же согласился отпустить его в монастырь. Юноша отправился на Афонский полуостров. Он выходил из своей кельи лишь для участия в Богослужениях. Все остальное время он употреблял на молитву. Уже в юном возрасте Григорий Палама стал известным богословом. В уединении у него сформировались взгляды, которые повлияли на дальнейшее развитие православной мысли. В это время Афоне развивалось монашеское движение, получившее название - исихазм. Основой этого движения стала практика непрерывного произнесения молитвы ИисУсовой. В 14 веке в Византии возникли споры вокруг этого метода молитвы и учения исихастов. Григорий, который к тому времени стал известен миру, как Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, вступил в спор с противниками учения исихастов - и написал три трактата «В защиту священнобезмолвствующих». В них он говорит о том, что молитва не только умственное, но и телесное делание, охватывающее всего человека. Тело, как считал Палама, - орудие души - и богоподобный человеческий дух способен "животворить" плоть. Так что молитва должна требовать сосредоточения и телесных сил. Но главным богословским наследием Святителя Григория стало учение о различии нетварных энергий Божества, и Божественной Сущности.
Нетварные энергии – это творческие действия Божества, которые совечны Богу. Весь Бог целиком присутствует в каждой Своей энергии. Эти энергии не есть нечто отдельное от Бога - это Сам Бог в его обращении к миру. Святитель Григорий считал, что стать причастником "Божеского естества" можно уже в этой жизни, по причастности к этой энергии или, как её еще называют – по благодати. Согласно учению исихастов, всё творение является осуществлением божественных энергий.
Преображение и устремление к божественному свету, которое проповедует Палама, - это преображение целОстное и всеобъемлющее - не только души, но и тела, которое Палама называл – обожение. Осуществляется оно «путем приобщения к энергии божества, которая неразрывно связана с сущностью Божией и потому несет с собой бессмертие и вечную жизнь".
Святитель Григорий Палама молился и писал свои труды, в уединении, которое не раз нарушалось политическими и богословскими спорами, возникавшими в Византии. Они постоянно требовали его присутствия. Император продолжал обращаться к ученому мужу за помощью.
Архиепископ сделал для просвещения народов гораздо больше, чем мог бы сделать просто ученый богослов. Уже при жизни Григория Паламы по его молитвам происходило множество чудесных исцелений, тысячи иноверцев обращались в христианство благодаря его проповеди. Всего через девять лет после смерти Григорий Палама был прославлен Православной Церковью в лике Святителя. Его памяти посвящена вторая неделя Великого Поста. И это не просто проявления любви и почитания. Прежде всего, Церковь засвидетельствовала этими почестями важность Истин, которые Бог открыл нам через Григория Паламу. И даже тех, кто плохо разбирается в богословии, вряд ли оставят равнодушными слова Святителя: «Как отделение души от тела есть – смерть тела, так и отделение души от Бога есть смерть души».
Киккская икона Божией Матери
Одна из самых почитаемых святынь на острове Кипр — Киккская икона Божией Матери. Название святому образу дала гора Киккос — именно там находится монастырь, в котором хранится реликвия.
Согласно преданию, икону написал апостол Лука ещё при жизни Богородицы. Образ показывает безграничную любовь Царицы Небесной к своему Божественному Сыну. Пресвятая Дева держит Богомладенца и щекой нежно касается Его головы. Иисус при этом изображён в движении, Он словно играет на руках у своей Матери. Икону также именуют «Милостивая». В этом названии отражено сострадательное отношение Царицы Небесной ко всем, кто молитвенно к Ней обращается.
Предание сообщает, что изначально апостол Лука подарил образ Богородицы «Милостивая» египетским христианам. Они хранили святыню почти тысячу лет. В 980 году в Египте начались гонения на верующих в Спасителя. Икону Божией Матери, спасая от поругания, переправили по морю в Византию. Образ несколько лет хранился в столице империи, городе Константинополе. В начале одиннадцатого века император Алексей Комнин получил во сне повеление от Богородицы перенести реликвию на остров Кипр, что и было сделано.
На личные деньги императора для иконы Божией Матери «Милостивая» на Киккской горе построили церковь. При храме был учреждён монастырь. Люди приезжали сюда со всего острова, чтобы попросить у Царицы Небесной помощи в бедах и нуждах. Киккский образ Богородицы прославился чудотворениями. Слава о нём распространилась далеко за пределы Кипра.
Списки благодатной иконы появились и в России. Наиболее почитаемый, написанный в семнадцатом веке, хранился в Московском монастыре Зачатия Богородицы. После революции 1917 года власти закрыли обитель, и верующие перенесли святыню в храм Ильи Обыденного, в котором не прекращались богослужения. А в 1999 году Зачатьевский монастырь ожил, и древний список образа Богородицы «Милостивая» вернулся на своё место.
Сегодня, как и встарь, Киккская икона Божией Матери широко почитается в России. В честь неё освящены церкви в Калужской, Кировской, Рязанской епархиях. Списки чудотворного образа есть во многих храмах и домашних киотах. А в Киккском монастыре на Кипре, где пребывает первообраз, написанный апостолом Лукой, всегда можно встретить русских паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Приютили бабушку
Жалея по-настоящему, ты чувствуешь чужую боль как свою и спешишь помочь, потому что не можешь по-другому. Вот, как супруги Ревуновы из Новосибирской области, о которых мне рассказала знакомая журналистка. Александр и Елена взяли к себе жить старенькую бабушку-соседку — просто пожалели её.
Эта бабушка, Анна Васильевна Поспелова, прожила нелёгкую жизнь. Работала в колхозе, во время Великой Отечественной войны трудилась для фронта. Как многие вдовы в то время, одна тянула хозяйство. Воспитала единственного сына, но он не смог стать ей опорой — умер молодым. И когда в семьдесят девять лет здоровье Анны Васильевны пошатнулось, то некому оказалось её поддержать. А она так ослабла, что даже приготовить поесть себе не могла.
Ревуновы обратили внимание, что баба Нюра сдала — осунулась, потемнела лицом. Позвали её жить к себе, и она согласилась. Это произошло в начале двухтысячных. Александру и Елене в то время не исполнилось и тридцати лет. Соседей решение молодых супругов очень удивило. Ведь у Ревуновых тогда были совсем маленькие дети — дочке три, сыну год. И хозяйство они держали большое — коровы, куры, огород. А тут ещё и за немощной старушкой надо ухаживать. Люди гадали, какая в таком поступке корысть, и не могли найти ответ. Дом у Анны Васильевны — ветхий, он так и стоит брошенный, никому не нужный. Пенсия у бабушки копеечная, богатства она не скопила.
Сами Ревуновы на вопрос «зачем?» только плечами пожимают: «Жалко же». И мне кажется, что такая жалость — это форма любви, которая, по слову апостола Павла, не ищет своего.
Все выпуски программы Живут такие люди
«Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
Святой Григорий Синаит родился во второй половине XIII века в Малой Азии. В молодости юноша был пленён османскими турками, напавшими на его родное село. Пленников увезли в древнегреческий город Лаодикию, что находится на территории современной Турции. Из плена будущего схимонаха выкупили греческие христиане. Верующих поразило пение заключённых на церковной службе. Турки отпускали узников в храм, находившийся рядом с их военным лагерем. Там жители и услышали псалмы и каноны в исполнении Григория и хора пленных. После освобождения юноша постригся в иноческий чин и до конца жизни нёс монашеский подвиг. Уже став опытным духовным наставником, схимонах Григорий сам начал писать церковные песнопения. Святой так говорил своим ученикам:
«Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим».
Все выпуски программы Слова Святых