После 1917-ого года, когда русские священнослужители подверглись гонениям, их жёны разделяли мученическую жизнь супругов. Власти лишали матушек всех гражданских прав, не заботясь о том, как будут выживать семьи священников. И жёны-подвижницы мужественно несли свой крест.
Григорий Сербаринов окончил в Петербурге духовную академию, был высокообразованным человеком, знал восемь языков. По окончании курса в 1905-ом году он познакомился с Антониной Шишовой – дочерью петербургского священника. Молодые люди полюбили друг друга и обвенчались. А после свадьбы уехали в Казань - Григория пригласили преподавать в духовной семинарии. Через четыре года супруги вернулись в столицу. Сербаринов принял сан, начал служение в церкви Петропавловской больницы и скоро стал известным в Петербурге священником. Он вёл беседы в отделениях полиции, проповедовал в Казанском соборе. Получив назначение в церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице, служил в ней вплоть до 1922-ого года.
Квартира отца Григория и матушки Антонины находилась в доме при этой церкви. Здесь родились дети Сербариновых – дочери Нина и Наташа, сын Александр. Семья была счастливой: супруги – тонкие, интеллигентные люди, заботились друг о друге, растили детей, приучая их к учёбе и труду – Сербариновы-младшие помогали маме по дому. Революция разрушила эту мирную жизнь. В 1918-ом году отца Григория арестовали. Четыре месяца он провёл в Петропавловской крепости. Выйдя оттуда, устроился учителем в школу – нужно было зарабатывать деньги и спасать семью от голода, который свирепствовал в Петрограде.
Второй арест и ссылка последовали спустя четыре года. Жена с тремя детьми остались в Петрограде без средств к существованию. Помогали друзья. Матушка Антонина могла облегчить свою участь, для этого ей было достаточно поменять фамилию или развестись с мужем, но она даже мысли такой не допускала. Всего за несколько лет, проведённых в постоянном страхе за супруга, цветущая женщина превратилась почти в старуху.
Отца Григория арестовывали ещё дважды. Выходя на свободу, он тайком, инкогнито – в больших городах ему жить запрещали - приезжал в Ленинград, продолжая своё служение в разных храмах города. Боясь нанести вред семье, отец Григорий не жил дома, с женой и детьми встречался по ночам, на квартирах своих прихожан. В последний раз священника арестовали в 37-ом. Отцу Григорию обещали сохранить жизнь, если он откажется от сана. Батюшка не отрёкся от веры и был расстрелян.
О судьбе мужа матушка Антонина ничего не знала. Она писала письма в различные инстанции, подавала прошения. Её активность раздражала власти. Антонину Иоанновну выслали в Казахстан. Туда же отправили и дочь Нину. В ссылке они жили вместе. Хотя жизнью их существование назвать трудно. Сербариновым не предоставили никакого жилья, неделю они провели на берегу реки, под открытым небом. Местные жители нашли им квартиру, но платить за неё женщинам было нечем. А на работу жену и дочь священника не брали. Матушка писала тогда митрополиту Григорию Чукову: «В чужом городе, без работы, жилья, голодные, что терплю - один Господь ведает».
Они выжили в Казахстане и вернулись домой только благодаря помощи митрополита. О том, что мужа нет в живых матушка Антонина так и не узнала и до конца жизни ждала его. Дочь Нина посылала запросы, ей отвечали, что отец жив. Только в 90-ые годы семье прислали официальное извещение о том, что отца Григория расстреляли.
В 2003 году священник Григорий Сербаринов был причислен Русской православной церковью к лику святых. А в петербургской квартире, той, что на Шпалерной улице, где когда-то жила семья Сербариновых, открыли первый в России музей новомучеников.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди