После 1917-ого года, когда русские священнослужители подверглись гонениям, их жёны разделяли мученическую жизнь супругов. Власти лишали матушек всех гражданских прав, не заботясь о том, как будут выживать семьи священников. И жёны-подвижницы мужественно несли свой крест.
Григорий Сербаринов окончил в Петербурге духовную академию, был высокообразованным человеком, знал восемь языков. По окончании курса в 1905-ом году он познакомился с Антониной Шишовой – дочерью петербургского священника. Молодые люди полюбили друг друга и обвенчались. А после свадьбы уехали в Казань - Григория пригласили преподавать в духовной семинарии. Через четыре года супруги вернулись в столицу. Сербаринов принял сан, начал служение в церкви Петропавловской больницы и скоро стал известным в Петербурге священником. Он вёл беседы в отделениях полиции, проповедовал в Казанском соборе. Получив назначение в церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице, служил в ней вплоть до 1922-ого года.
Квартира отца Григория и матушки Антонины находилась в доме при этой церкви. Здесь родились дети Сербариновых – дочери Нина и Наташа, сын Александр. Семья была счастливой: супруги – тонкие, интеллигентные люди, заботились друг о друге, растили детей, приучая их к учёбе и труду – Сербариновы-младшие помогали маме по дому. Революция разрушила эту мирную жизнь. В 1918-ом году отца Григория арестовали. Четыре месяца он провёл в Петропавловской крепости. Выйдя оттуда, устроился учителем в школу – нужно было зарабатывать деньги и спасать семью от голода, который свирепствовал в Петрограде.
Второй арест и ссылка последовали спустя четыре года. Жена с тремя детьми остались в Петрограде без средств к существованию. Помогали друзья. Матушка Антонина могла облегчить свою участь, для этого ей было достаточно поменять фамилию или развестись с мужем, но она даже мысли такой не допускала. Всего за несколько лет, проведённых в постоянном страхе за супруга, цветущая женщина превратилась почти в старуху.
Отца Григория арестовывали ещё дважды. Выходя на свободу, он тайком, инкогнито – в больших городах ему жить запрещали - приезжал в Ленинград, продолжая своё служение в разных храмах города. Боясь нанести вред семье, отец Григорий не жил дома, с женой и детьми встречался по ночам, на квартирах своих прихожан. В последний раз священника арестовали в 37-ом. Отцу Григорию обещали сохранить жизнь, если он откажется от сана. Батюшка не отрёкся от веры и был расстрелян.
О судьбе мужа матушка Антонина ничего не знала. Она писала письма в различные инстанции, подавала прошения. Её активность раздражала власти. Антонину Иоанновну выслали в Казахстан. Туда же отправили и дочь Нину. В ссылке они жили вместе. Хотя жизнью их существование назвать трудно. Сербариновым не предоставили никакого жилья, неделю они провели на берегу реки, под открытым небом. Местные жители нашли им квартиру, но платить за неё женщинам было нечем. А на работу жену и дочь священника не брали. Матушка писала тогда митрополиту Григорию Чукову: «В чужом городе, без работы, жилья, голодные, что терплю - один Господь ведает».
Они выжили в Казахстане и вернулись домой только благодаря помощи митрополита. О том, что мужа нет в живых матушка Антонина так и не узнала и до конца жизни ждала его. Дочь Нина посылала запросы, ей отвечали, что отец жив. Только в 90-ые годы семье прислали официальное извещение о том, что отца Григория расстреляли.
В 2003 году священник Григорий Сербаринов был причислен Русской православной церковью к лику святых. А в петербургской квартире, той, что на Шпалерной улице, где когда-то жила семья Сербариновых, открыли первый в России музей новомучеников.
«Поэзия и поэтические переводы». Олег Скляров, Владимир Макаров
У нас в гостях были доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров и кандидат филологических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сопредседатель Шекспировской комиссии Российской академии наук Владимир Макаров.
Мы говорили о значении поэзии и поэтических переводов произведений классиков для современных людей, а также о том, как поэзия связана с духовным развитием человека.
«Помощь страдающим разного рода зависимостями». Роман Прищенко
У нас в гостях был православный психолог, директор реабилитационного центра для зависимых «Воскресение» Роман Прищенко.
Наш гость рассказал о том, как интерес к филологии и психологии помог ему найти свое призвание, каким был его путь к вере, как, столкнувшись с зависимостью, ему удалось преодолеть её и как пришел к тому, что делом жизни для него стала поддержка тех, кто также страдает от разных зависимостей.
Киккская икона Божией Матери
Одна из самых почитаемых святынь на острове Кипр — Киккская икона Божией Матери. Название святому образу дала гора Киккос — именно там находится монастырь, в котором хранится реликвия.
Согласно преданию, икону написал апостол Лука ещё при жизни Богородицы. Образ показывает безграничную любовь Царицы Небесной к своему Божественному Сыну. Пресвятая Дева держит Богомладенца и щекой нежно касается Его головы. Иисус при этом изображён в движении, Он словно играет на руках у своей Матери. Икону также именуют «Милостивая». В этом названии отражено сострадательное отношение Царицы Небесной ко всем, кто молитвенно к Ней обращается.
Предание сообщает, что изначально апостол Лука подарил образ Богородицы «Милостивая» египетским христианам. Они хранили святыню почти тысячу лет. В 980 году в Египте начались гонения на верующих в Спасителя. Икону Божией Матери, спасая от поругания, переправили по морю в Византию. Образ несколько лет хранился в столице империи, городе Константинополе. В начале одиннадцатого века император Алексей Комнин получил во сне повеление от Богородицы перенести реликвию на остров Кипр, что и было сделано.
На личные деньги императора для иконы Божией Матери «Милостивая» на Киккской горе построили церковь. При храме был учреждён монастырь. Люди приезжали сюда со всего острова, чтобы попросить у Царицы Небесной помощи в бедах и нуждах. Киккский образ Богородицы прославился чудотворениями. Слава о нём распространилась далеко за пределы Кипра.
Списки благодатной иконы появились и в России. Наиболее почитаемый, написанный в семнадцатом веке, хранился в Московском монастыре Зачатия Богородицы. После революции 1917 года власти закрыли обитель, и верующие перенесли святыню в храм Ильи Обыденного, в котором не прекращались богослужения. А в 1999 году Зачатьевский монастырь ожил, и древний список образа Богородицы «Милостивая» вернулся на своё место.
Сегодня, как и встарь, Киккская икона Божией Матери широко почитается в России. В честь неё освящены церкви в Калужской, Кировской, Рязанской епархиях. Списки чудотворного образа есть во многих храмах и домашних киотах. А в Киккском монастыре на Кипре, где пребывает первообраз, написанный апостолом Лукой, всегда можно встретить русских паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница