Граф Бурхард Кристоф Миних в России был известен как Христофор Антонович Миних. И к Сибири имеет самое непосредственное отношение – это один из самых известных сибирских ссыльных. Впрочем, есть и вторая причина, но о ней позже.
Мало кто знает, но фигура Миниха изображена на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде среди 128 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год). И не напрасно – мало кто из иноземцев сделал для России столько, сколько этот немец. Не зря Екатерина Вторая сказала о нем: «Не будучи сыном России, он был одним из её отцов».
Он родился в семье потомственных инженеров-гидростроителей, получив прекрасное образование в этой сфере деятельности. И в правление Петра Первого уже вовсю трудился на благо России: прокладывал дороги, устроил судоходство на Неве, построил Балтийский порт и обходной Ладожский канал. Был правителем Санкт-Петербурга и вел в нем активное строительство.
Далее, уже будучи генерал-фельдмаршалом, привёл в порядок армейские финансы, основал при войсках госпитали и гарнизонные школы.
Сформировал два новых гвардейских полка — Конной гвардии и Измайловский, преобразовал Военную коллегию, основал в Петербурге первый в России Шляхетский кадетский корпус, составил новые штаты для армии, создал корпус тяжёлой конницы и первые полки гусар; сравнял жалованье русских офицеров с приглашёнными иностранными, создал новый для России род войск — сапёрные полки, основал Инженерную школу для офицеров, модернизировал и построил 50 крепостей.
Взял Данциг, впервые в русской истории завоевал Крымское ханство, и впервые же в открытом сражении разгромил турок в Молдавии – и не знал поражений.
Но! Ложные обвинения, интриги – и Миних 20 лет проводит в ссылке в Сибири. Не сдается – занимается умственным и физическим трудом, учит местных детей, сочиняет инженерные и военные проекты на будущее. И возвращается из ссылки 78-летним… хотел сказать стариком, да как бы не так! Он бодр, полон энергии и работает, модернизируя Ревельский, Кронштадтский, Балтийский и другие порты, и заодно Ладожский канал.
И вот ирония судьбы – или ее улыбка - в последние годы жизни бывший сибирский ссыльный Миних назначен губернатором Сибири (хотя и с проживанием в Петербурге – возраст все же…).
Вы сами видите, что я только перечислил дела Миниха, хотя каждое его дело заслуживает отдельной подробной главы в романе, который можно было бы назвать «Граф Миних. Сибирский ссыльный и сибирский губернатор».
20 апреля. О проповеди святого Серапиона Синдонита
Сегодня 20 апреля. День памяти Преподобного Серапиона Синдонита.
О проповеди святого, — священник Августин Соколовски.
20 апреля. Об истории акафиста Пресвятой Богородицы
Сегодня 20 апреля. Похвала Пресвятой Богородицы. В храмах читается Акафист Божьей Матери.
Об истории акафиста, — игумен Лука Степанов.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.