Говорит ли Бог во всех религиях?

Частное мнение. Сергей Худиев. Говорит ли Бог во всех религиях?
Поделиться

худиевДовольно часто я слышу тезис, что Бог говорит во всех религиях. В самом деле, разве не бывает мудрых и достойных наставлений и у нехристиан? Бывает; но это еще не делает их богооткровенными в том же смысле, что и христианство.

В самом деле, давайте уточним, что мы имеем в виду под оборотом “Бог говорит”. Богословы разделяют два вида Откровения – естественное (его еще называют общим) и особое. Естественное Откровение – это те истины о Боге и Его нравственном законе, которые открываются людям в природе и в совести. Рассматривая творение, прекрасное и гармоничное устройство вселенной, люди приходят к выводу о бытии Божием; совесть, нравственный закон, вложенный Богом в сердце каждого человека, указывает на то, что угодно или неугодно Богу. В этом смысле – в смысле естественного откровения – Бог может говорить через природу, совесть, справедливые и мудрые наставления людей, в том числе нехристиан. В конечном итоге все прекрасное, доброе и справедливое, что есть в мире, исходит от Бога. Библия говорит, что когда правители (даже языческие) принимают справедливые решения и заботятся о людях, в них действует премудрость Божия. Божия милость и благодать множеством путей заботится о мире, не давая ему превратиться в ад.

Но естественное откровение быстро тонет в толще человеческих заблуждений; глубокие нравственные прозрения у язычников могу переплетаться с грубыми суевериями, ошибочными человеческими домыслами или даже внушениями, исходящими от падших духов.

Но главное – естественное откровение в принципе недостаточно для нашего спасения. Мы не можем обрести жизнь вечную и блаженную, просто высматривая крупицы истины в нехристианском мире – хотя эти крупицы там и есть.

Поэтому Бог посылает нам особое откровение – через Пророков, и, во всей полноте, через Иисуса Христа. Иисус Христос – не основатель еще одной религии; не еще один этап религиозного поиска человечества, но его завершение.

Он не просто гениальный мыслитель, или мистик, или посланец от лица Божия – в Его лице мы встречаем самого Бога, пришедшего во плоти. Именно таково свидетельство евангельского Иисуса Христа о Нем самом – Он говорит о Себе как о Боге, Господе, Спасителе и Судие, о том, что наша вечная участь определяется тем, как мы отзовемся на Его слово.

После Его прихода нам уже нет нужды искать едва различимый голос Бога в других религиях или где-то еще.

У нас есть Церковь – в которой Бог пребывает с людьми, мы слышим Его слово, прямо обращенное к нам, принимаем прощение и новую жизнь в установленных Христом Таинствах. Если мы хотим услышать, что говорит Бог, нам следует обратиться к Нему самому – то есть к Иисусу Христу.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (9 оценок, в среднем: 4,56 из 5)
Загрузка...