Гордыня — первый грех, от которого все прочие происходят. Так учат святые отцы. И они совершенно правы. Гордыня, она ведь к любому делу может прилепиться. К звонарскому тоже.
Утром на буднях звонишь, еще темно долгими зимами нашими, и в Святые ворота смотришь — так, для порядка: знаешь, что если кто и пройдет, то свой, который звон слышал много раз, остановится, чтобы перекреститься, и скорее в храм. И дальше звонишь, глядя задумчиво на заледеневшую Москва-реку, спокойно, без задних мыслей. Порой и молитва приходит.
Иное дело в субботу, в воскресение или в праздник большой. Благовестишь и видишь, как в Святые ворота вошли люди — незнакомые, просто из любопытства. Первая мысль: выдержали бы длинный благовест, не ушли, чтобы им мой красивый трезвон услышать! С трудом сдерживаешь себя, чтобы не ускорять звона. Если все-таки гости уходят, то такое разочарование... Конечно, и трезвонишь, но как-то механически. Но если пришедшие останавливаются и задирают головы посмотреть, кто там звонит так хорошо, то... Вот тут гордыня и укусит в самое сердце! И уж так расстараешься, такие коленца выдашь, такую импровизацию, что аж распирает от удовольствия, от сознания: вот какой я звонарь! Лучший!
Звон закончил и бегом вниз. Почему бегом? Ох... да чтобы застать гостей, чтобы мимо них пройти, как бы не обращая на них внимания, деловой походкой, а сам-то ждешь, что окликнут: «Это вы звонили? Спасибо вам!..» «Да, я». — скромно ответишь. А если гости еще вопросы зададут, то уж соловьем разольешься и о колоколах, и о звонарском труде, и вообще... Главное, чтобы с улыбкой и легкой самоиронией. А внутри-то всё поет от гордости.
Но бывает — сбежишь с колокольни, а двор монастырский пуст. Облом. Обидно...
Оно, конечно, — гордыня... Но звонарь — тот же артист, а артисту нужна публика. Сколько раз замечал, что на публику звоню лучше, с большим подъемом. Но в основном звонишь без всякой публики, и кроме Бога никто не слышит. А разве есть слушатель лучший?! Порой это ощущение Главного Слушателя расцветает в душе, и тогда уже и в ворота не смотришь, и публика не нужна.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.