Еще лет 20-30 назад, когда наш светский обыватель поднимал религиозные вопросы - это были вполне себе серьезные темы. Интересовались Евангелием, дискутировали о смыслах, спорили об истории, одним словом - разговаривали за жизнь. Складывалось даже впечатление, что человека действительно тревожит что такое Бог, что такое вечность, как понимать грех… А потом, вдруг, стали модны разговоры о «недостойных священниках». Что скрывать, недостойные люди попадаются. Причем в любом, даже самом уважаемом и почетном, обществе. Среди школьных учителей, детских хирургов, боевых офицеров, и даже среди нобелевских лауреатов может оказаться какое-то количество подлецов. Но почему мы по-прежнему продолжаем верить в необходимость школьного образования, медицины, армии, науки, а когда нам рассказывают о каком-нибудь недостойном пастыре - дело конечно печальное, никто не спорит, и церковь делает все возможное чтобы таких пастырей исправлять - но вот почему-то в этом случае как будто отключается разумная часть души, человек резко глупеет и его мозг перестает выполнять простейшие логические операции.
Вспомните, по какому сценарию сегодня проходят большинство разговоров со светской публикой на религиозные темы: «Что вы мне будете рассказывать про своего Бога, я видел пьяного священника». Ну, или что-то подобное…
Про интеллектуальный уровень тех, кто так размышляет, давно уже сказал великий Честертон: «не доверять Церкви, встретив недостойного священника столь же глупо, как не доверять Британскому банку, встретив фальшивые купюры». Но вот что-то мне подсказывает, что бросающие подобные обвинения - вполне себе разумные люди. А значит, так резко поглупеть и не отделять существенное от второстепенного — это часть плана: так легче, так комфортнее. Ведь вопросы о Боге, о бессмертии души, о нравственной жизни, о грехе, о покаянии — это все неприятные мысли. Без них куда проще. Но как задушить в себе то чувство, которое в русской литературе часто называется «тоской человека по раю»? Ведь эта «тоска по раю», - ощущение несовершенства мира и своего личного несовершенства, - очень мощное нравственное чувство. А все просто: надо регулярно внушать себе, что если есть плохие священники — значит Церковь всё врет, а значит нет никакого Бога, а значит жить можно, как хочешь. Ну или более тонкая глупость про Бога в душе и рай в сердце. Не умно, не логично, антинаучно, но почему-то многим нравится.
В связи с этим, сильнейшим уколом тем, кто любит зубоскалить в адрес Церкви, стал недавний фильм Джона Макдонаха «Голгофа», который предлагает обществу не пенять на зеркало, простите, при кривой роже.
Картина повествует об одной неделе из жизни отца Джеймса - католического священника из небольшого провинциального городка. Отец Джеймс пытается донести до жителей города обычные нравственные правила. Но, не скрывая своего бесстыдства, жители городка открыто потешаются над усилиями священника хоть как-то вернуть им человеческий образ. Он крайне не удобен им всем. Ведь они уже вроде как и привыкли жить в пьянстве, в блуде, депрессии, алчности. А отец Джеймс – вот просто одним своим видом, своим подрясником, своей бородой, да просто тем что он есть - словно колет им глаза. У них словно першит в горле от того, что он просто живет в их городе. Он им мешает, просто тем - что он есть. И они кричат ему в пьяном исступлении– «твое время прошло, время таких как ты, закончилось, уйди, надоел». И сжигают храм, и убивают его собаку, и доводят его до нервного срыва. Но отец Джеймс не злится. Он с сожалением видит, как каждый калечит себя, убивая в себе все самое человечное и доброе. И он продолжает верить, что каждого можно спасти. И в одном из разговоров бросает фразу:
- Бог милостив. И границы его милости пока не установлены.
А однажды на исповеди, священник слышит, что ровно через семь дней его собираются убить…
Макдонаху удалось провести в истории отца Джеймса тончайшие параллели с евангельскими событиями. В фильме «Голгофа» можно заметить намеки на жён-мироносиц, тайную вечерю, моление о чаше, и даже в образе мальчика-прислужника, ставшего свидетелем смерти отца Джеймса, виден образ Иоанн Богослова – любимого ученика Христова.
Фильм «Голгофа» – это попытка одного великого ирландского режиссера и одного великого ирландского актера рассказать зрителям простую правду – правду о нашем собственном зле и духовной слепоте. И пройдя вместе с отцом Джеймсом путь до его Голгофы – научиться прощать, видеть светлое в людях, в жизни, перестать заниматься пошлым критиканством и жить верой.
И каким пронзительным диагнозом нашему современному обществу звучат слова из последнего разговора отца Джеймса с дочерью.
«Мне кажется, - говорит отец Джеймс, что слишком часто говорят о грехах и недостаточно о добродетелях».
«Может ты прав папа…, - отвечает дочь. А какая добродетель для тебя главная?»
«Умение прощать серьёзно недооценивают», - был ответ отца Джеймса.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение