Еще лет 20-30 назад, когда наш светский обыватель поднимал религиозные вопросы - это были вполне себе серьезные темы. Интересовались Евангелием, дискутировали о смыслах, спорили об истории, одним словом - разговаривали за жизнь. Складывалось даже впечатление, что человека действительно тревожит что такое Бог, что такое вечность, как понимать грех… А потом, вдруг, стали модны разговоры о «недостойных священниках». Что скрывать, недостойные люди попадаются. Причем в любом, даже самом уважаемом и почетном, обществе. Среди школьных учителей, детских хирургов, боевых офицеров, и даже среди нобелевских лауреатов может оказаться какое-то количество подлецов. Но почему мы по-прежнему продолжаем верить в необходимость школьного образования, медицины, армии, науки, а когда нам рассказывают о каком-нибудь недостойном пастыре - дело конечно печальное, никто не спорит, и церковь делает все возможное чтобы таких пастырей исправлять - но вот почему-то в этом случае как будто отключается разумная часть души, человек резко глупеет и его мозг перестает выполнять простейшие логические операции.
Вспомните, по какому сценарию сегодня проходят большинство разговоров со светской публикой на религиозные темы: «Что вы мне будете рассказывать про своего Бога, я видел пьяного священника». Ну, или что-то подобное…
Про интеллектуальный уровень тех, кто так размышляет, давно уже сказал великий Честертон: «не доверять Церкви, встретив недостойного священника столь же глупо, как не доверять Британскому банку, встретив фальшивые купюры». Но вот что-то мне подсказывает, что бросающие подобные обвинения - вполне себе разумные люди. А значит, так резко поглупеть и не отделять существенное от второстепенного — это часть плана: так легче, так комфортнее. Ведь вопросы о Боге, о бессмертии души, о нравственной жизни, о грехе, о покаянии — это все неприятные мысли. Без них куда проще. Но как задушить в себе то чувство, которое в русской литературе часто называется «тоской человека по раю»? Ведь эта «тоска по раю», - ощущение несовершенства мира и своего личного несовершенства, - очень мощное нравственное чувство. А все просто: надо регулярно внушать себе, что если есть плохие священники — значит Церковь всё врет, а значит нет никакого Бога, а значит жить можно, как хочешь. Ну или более тонкая глупость про Бога в душе и рай в сердце. Не умно, не логично, антинаучно, но почему-то многим нравится.
В связи с этим, сильнейшим уколом тем, кто любит зубоскалить в адрес Церкви, стал недавний фильм Джона Макдонаха «Голгофа», который предлагает обществу не пенять на зеркало, простите, при кривой роже.
Картина повествует об одной неделе из жизни отца Джеймса - католического священника из небольшого провинциального городка. Отец Джеймс пытается донести до жителей города обычные нравственные правила. Но, не скрывая своего бесстыдства, жители городка открыто потешаются над усилиями священника хоть как-то вернуть им человеческий образ. Он крайне не удобен им всем. Ведь они уже вроде как и привыкли жить в пьянстве, в блуде, депрессии, алчности. А отец Джеймс – вот просто одним своим видом, своим подрясником, своей бородой, да просто тем что он есть - словно колет им глаза. У них словно першит в горле от того, что он просто живет в их городе. Он им мешает, просто тем - что он есть. И они кричат ему в пьяном исступлении– «твое время прошло, время таких как ты, закончилось, уйди, надоел». И сжигают храм, и убивают его собаку, и доводят его до нервного срыва. Но отец Джеймс не злится. Он с сожалением видит, как каждый калечит себя, убивая в себе все самое человечное и доброе. И он продолжает верить, что каждого можно спасти. И в одном из разговоров бросает фразу:
- Бог милостив. И границы его милости пока не установлены.
А однажды на исповеди, священник слышит, что ровно через семь дней его собираются убить…
Макдонаху удалось провести в истории отца Джеймса тончайшие параллели с евангельскими событиями. В фильме «Голгофа» можно заметить намеки на жён-мироносиц, тайную вечерю, моление о чаше, и даже в образе мальчика-прислужника, ставшего свидетелем смерти отца Джеймса, виден образ Иоанн Богослова – любимого ученика Христова.
Фильм «Голгофа» – это попытка одного великого ирландского режиссера и одного великого ирландского актера рассказать зрителям простую правду – правду о нашем собственном зле и духовной слепоте. И пройдя вместе с отцом Джеймсом путь до его Голгофы – научиться прощать, видеть светлое в людях, в жизни, перестать заниматься пошлым критиканством и жить верой.
И каким пронзительным диагнозом нашему современному обществу звучат слова из последнего разговора отца Джеймса с дочерью.
«Мне кажется, - говорит отец Джеймс, что слишком часто говорят о грехах и недостаточно о добродетелях».
«Может ты прав папа…, - отвечает дочь. А какая добродетель для тебя главная?»
«Умение прощать серьёзно недооценивают», - был ответ отца Джеймса.
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».