Баир Иринчеев – военный историк и писатель - коренной ленинградец. Слова «война» и «блокада» для него священны. События июня 44-ого года имеют прямое отношение к битве за Ленинград. Чтобы они не забывались, Баир придумал несколько экскурсий по военно-исторической тематике. Активист проводит их в Ленинградской области. Одно из мест, которое он показывает туристам – мемориал в посёлке Лебяжье. Приехав туда в очередной раз, Баир не нашёл табличку-эпитафию, которая провисела у братской могилы много десятков лет.
«Спи спокойно, мой милый сынок! Ты честно Отдал свою жизнь за Родину. Никто, нигде, никогда никого так не любил, как тебя любил я. В моем сердце ты никогда не умрешь. Прощай, мое бесценное сокровище, мое золото, моя радость. Жди меня. Твой папа».
Эти, полные любви, слова были начертаны на табличке-эпитафии. Они посвящены убитому на войне Николаю Фадееву. Отец солдата разыскал братскую могилу, в которой похоронен его сын и прибил табличку к дереву возле неё.
Кому помешало послание, мимо которого невозможно пройти без слёз? Задаваться этим вопросом Баир не стал. Просто решил восстановить табличку. Позиция историка честна и понятна: он считает, что такой огромный по силе воздействия памятник войне и любви не должен исчезнуть с лица земли. Тем более что сегодня эта могила в посёлке Лебяжье - единственное напоминание о войне.
А летом 44 года здесь велись жестокие бои. Танкист Николай Фадеев вёл разведку на переднем крае. Стрелял до последнего, был подбит, но так и не бросил пылающую машину. Посмертно командир танкового взвода, гвардии лейтенант Фадеев был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
Баир Иринчеев сумел разыскать следы героя:
«Был молодой. Опять же рождения то ли 20-ого, то ли 21-ого года. То есть ему было 24-23 года на момент гибели. Он воевал на лёгком танке Т-60, соответственно, вот его танк был подбит и он в танке сгорел».
Чтобы восстановить памятник войны, Баир Иринчеев через интернет обратился за помощью ко всем, кто неравнодушен к своей истории. Всего за два дня он получил слова поддержки от десяти с половиной тысяч россиян, и меньше, чем за сутки собрал необходимые 50 тысяч рублей. Деньги присылали из России, Белоруссии, Прибалтики, Украины. Баир и другие волонтёры, которые помогали ему в сборе средств, говорят, что не ожидали такого «размаха народной поддержки». Рассказывает Дмитрий Пучков, принимавший участие в акции:
«Всё совершенно спокойно можно сделать своими собственными руками и на свои собственные средства. Ну… предки за нас померли, в конце концов. Можем как-то отблагодарить. Вот, соответственно, собрали средства».
8-ого сентября 2013 года табличку-эпитафию в антивандальной стальной раме торжественно вернули на место. Туда, где нашли вечный покой Николай Фадеев и его товарищи, отдавшие свои жизни за то, чтобы жили мы.
В данной программе использованы материалы «5 канала».
20 апреля. Об истории акафиста Пресвятой Богородицы
Сегодня 20 апреля. Похвала Пресвятой Богородицы. В храмах читается Акафист Божьей Матери.
Об истории акафиста, — игумен Лука Степанов.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых