17 век остался в истории России как «бунташное», смутное время. По счастью, историю пишут не только события, но и люди. Фёдор Ртищев – одно из самых светлых воспоминаний «тёмного» семнадцатого столетия.
Это его - Ртищева - просветителя и мецената считали отцом русской благотворительности. О нём – светском человеке - современник написал «Житие милостивого мужа Фёдора, званием Ртищева». Редчайший по тем временам случай, ведь жизнеописания составлялись о святых и духовных лицах. Его историк Ключевский сравнивал с маяком, который не перестаёт светить из своей исторической дали, освещая нам путь среди ночной мглы.
Человек с чистой душой и великими мыслями - Фёдор Ртищев был соратником царя Алексея Михайловича. Государь, весьма ценивший ум и доброжелательный характер Ртищева, доверил ему не только должность министра двора, но обучение своего сына - царевича Алексея. Когда это произошло, Фёдор Михайлович ушёл с государственной службы и стал заниматься воспитанием наследника престола и благотворительностью.
Его необыкновенная скромность удивляла даже врагов. Ртищев отказался от боярского чина, которым его хотели пожаловать. И умудрялся найти общий язык с самыми конфликтными людьми той эпохи: патриархом Никоном и протопопом Аввакумом.
Про Ртищева говорили, что у него нет самолюбия. И правда, о себе он думал в последнюю очередь. На первом месте всегда был ближние, которых Фёдор Михайлович любил гораздо больше, чем себя. Ключевский писал, что Ртищев воспитал в себе самую трудную доблесть – смиренномудрие. Примером тому такая история. Одно время под началом Фёдора Михайловича служил некий Озеров. Они были друзьми, но потом их дороги разошлись. Ртищев мог уничтожить Озерова, но сделал совсем другое. Он приходил к дому своего недруга, чтобы помириться и стучал в дверь. Из-за неё раздавалась брань. Фёдор Михайлович удалялся, пожелав Озерову всего хорошего, а потом приходил опять. Упрямый Озеров продолжал браниться. А Ртищев, не говоря худого слова, являлся снова и снова. Это повторялось до смерти Озерова. И Фёдор Михайлович похоронил его, как самого близкого друга.
В ранней молодости Фёдор ушёл из отчего дома и стал жить отшельником недалеко от Москвы. Своё имущество он - дворянин и богатый барин - раздавал бедным. Слава о благотворителе дошла до изумлённого царя. Так Ртищев оказался во дворце в числе приближённых Алексея Михайловича. Много позже, на том месте, где он когда-то отшельничал, Ртищев построил Спасо-Преображенский монастырь, позже в честь святого Андрея СтратилАта его переименовали в Андреевский, и открыл училище, где монахи обучали юношей славянскому, латинскому и греческому языкам. Это было только начало славных дел. За свою короткую жизнь, а прожил Ртищев всего 47 лет, он успел сделать столько добра, что хватило бы на десятерых.
Во время Русско-Польской войны он спасал раненых, подбирая их по дорогам. Уступал им свой экипаж и развозил по городам, где на свои деньги снимал дома под лазареты, разыскивал врачей и покупал продукты.
В Москве Ртищев основал первую больницу для бедных. Потом открыл приют, в котором находили пристанище калеки, нищие или пьяные люди. Их собирали по всему городу. Фёдор Михайлович сам проверял как лечат больных, кормят бедных и протрезвляют пьяных. Этот дом никогда не пустовал, уходили одни пациенты, их место сразу занимали другие.
В 1671 году в Вологде случился сильный голод. Фёдор Михайлович продал часть своего имущества и послал голодающим хлеба и денег.
Последним деянием Ртищева было освобождение своих крепостных крестьян. Он поручил это сделать дочери и зятю. «В память по мне будьте добры к моим мужикам, не требуйте от них работ свыше возможности, потому что они нам братья. Это моя самая большая к вам просьба», - завещал Ртищев перед смертью.
Он никогда не мог пройти мимо чужого несчастья, зато сочувствовать ему умел как никто другой. И удивительно, благотворительные подвиги этого доброго русского человека сказались на законодательстве. Государство и церковь стали рука об руку создавать благотворительные заведения: больницы и богадельни. Причем, не только по Москве, но и в провинции.
Мечтой Фёдора Ртищева было уничтожение нищеты и страдания. Помощь ближнему в его понимании– это не брошенная свысока милостыня. Ртищев восстанавливал её настоящее и забытое значение, в основе которого лежит истинное сострадание к ближним.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия