С тех пор как зимой 2013-го года я начал знакомиться с творческой судьбой и наследием художника, книжного дизайнера, оригинального мыслителя-эссеиста и талантливого стихотворца – Евгения Клодта, – имя его всё чаще обнаруживает себя рядом с любимыми и привычными явлениями духа и культуры. Вот и на компакт-диске, посвященном святителю Луке (Войно-Ясенецкому) вдруг читаю: «художник Евгений Клодт». И об иконе святителя на обложке – «иконописец Ольга Клодт».
…Она, Ольга Клодт-Володина, и подарила мне книгу памяти Евгения Георгиевича, где я увидел фотографию их семейной пары на лондонской телезаписи бесед митрополита Антония Сурожского в 1995-м году (факт этих записей – заслуга Клодтов), где узнал я об их трудном и счастливом пути к вере и к церкви… Где прочитал яркие эссе и стихи Клодта – и знакомые, и неизвестные.
Я делаю вдох,
Как всегда, ненароком,
Я просто дышу,
Но при этом со вдохом
Приходят любовь, тишина и покой,
Как будто бы воздух земли городской
Нездешним стал, с дальних пределов,
О коих сказать невозможно.
Дыханье слегка задержав, осторожно,
Почти незаметно, чуть-чуть, понемногу
Я выдохну, тихо сказав: «Слава Богу!»
Евгений Клодт, из цикла «Личное», 2003-й год
Славного представителя династии Клодтов не стало в 2012-м. К публичности своих стихов он относился со смущением, но однажды решился и на издание. Поэт Надежда Кондакова проницательно заметила во вступлении: «Дисгармоничность мира он, как всякий верующий человек воспринимает болезненно. Иные художники – особенно часто в 20-м, щедром на дисгармонию веке – вокруг этого “объекта” выращивают свой талант и выстраивают свой мир. [А] он попросту не замечает, “игнорирует” дисгармонию, в лучшем случае – замечает с легкой иронией, очевидно и целиком полагаясь на Божественную Благодать».
Стою на молитве у озера.
На ногах
Лыжи,
Впереди
Солнце
Опускается ниже
Леса берега дальнего,
Золотя твердь.
Что-то стало печально мне
Почему?
Ответь.
Красота закатная
По моим годам.
У страны «Когда-то»
И страны «Всегда»
Тонкая граница.
За твоим плечом
Серафим с мечом.
Продолжай молиться.
Евгений Клодт, из цикла «Время», 2008-й год
Свои последние жизненные испытания заболевший художник принял смиренно, положившись на волю Божью. Однажды в клинике, ожидая священника, он уговорил исповедаться и причаститься своего соседа по палате, принимавшего участие в жёстких операциях против наркоторговцев на пограничных тропах. «Знаешь, – сказал Евгений Георгиевич своему другу Андрею Круглову, который пришел его навестить, – ради этого одного мне стоило попасть в больницу».
Товарищ Клодта свидетельствовал: «Силы тела уходили от него, а силы духа росли…»
И силы эти – продолжу я дерзновенно – возможно, прорастут в ком-то из нас, – через светлое творчество Евгения Георгиевича. Послужат утешением и примером.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.