Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов, сегодня воскресный день, и мы слушаем повествование евангелиста Матфея о чудесном хождении Христа по водам.
22И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
23И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
24А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
25В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
26И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.
29Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,30но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
32И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
33Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
34И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.
Снова перед нами – показательный урок в вере, который Господь даёт Своим ученикам. Только что они были свидетелями чуда умножения хлебов – и по Его слову ученики отправились на другую сторону Галилеского озера, в то время как Сам Христос взошел на гору помолиться наедине. В самый неподходящий момент, на середине этого огромного, как море, озера, начинается шторм. Ученики одни, им страшно, они понимают, что всё это может закончиться гибелью – и ко всему прочему они видят, как какая-то фигура издалека приближается к ним по водам. У них – истерика, они в ужасе кричат, потому, что находятся на грани отчаяния от горестей, обрушившихся со всех сторон, да ещё и видения какого-то призрака, явного знака приближающейся смерти. Но к своему изумлению они вдруг слышат спокойный голос своего Учителя: «Да успокойтесь же вы, это Я, не бойтесь!» Ужас и испуг сменяются изумлением: но только самый смелый и решительный Петр вдруг решается на безумный шаг – пойти по воде ко Христу. Мы не можем даже в малой мере представить, какие бури веры и неверия бушевали только что в душе Петра, когда он переступал борт лодки и посреди волн вдруг не тонул, а шел! Но в какой-то момент его взгляд соскальзывает со спокойного Христа, он замечает буйство стихии – и тотчас начинает тонуть. Испуг и вера – вещи, друг друга исключающие. Либо вера – либо страх. Благо, рядом оказался Христос и ухватил за руку тонущего Петра, с любовью укорив: «И зачем же ты усомнился, маловерный?»
Как только они заходят в лодку, стихии смолкают, и в этой звенящей напряжённой тишине ученики падают перед Христом на колени, в трепете и страхе произнося: «Ты – и правда Сын Божий!»
Каждый из нас постоянно балансирует между верой и неверием. Точнее, между верой Богу – и верой в силу обстоятельств, законы бытия, власть денег и связей и так далее до бесконечности. Бывают моменты, когда мы буквально утыкаемся внутренним взором в светлый лик Спасителя – и идём, словно Петр по водам, по буйству и безумию окружающего нас мира, даже подошвы не замочив. Но нередко наше сознание захлёстывают волны неверия, мы пугаемся, теряем веру и надежду – и начинаем тонуть. Главное – вовремя понять, что мы – реально тонем, что безумно рассчитывать на «авось, пронесет!». Как только мы всеми клеточками своего организма поймем, что мы дошли до предела – надо возопить всеми оставшимися силами: «Господи! Спасай! Тонем! Погибаем! Если не Ты спасешь – конец всему!» И если мы не поленимся поступить так, если в нашей душе не будет задут огонёк надежды – мы быстро ощутим, как нас крепко берут за руку – и вытаскивают из бездны.
Говорят, у моряков есть такая поговорка: «Кто не тонул – тот не молился!» Помоги же нам, Господи, не потонуть в житейском море – а вовремя верой ухватиться за Твою крепкую руку!
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.