Здравствуйте, сегодня память апостола Иоанна Богослова, с вами протоиерей Павел Великанов. Давайте послушаем праздничное евангелие.
С именем этого апостола связано многое. Это тот самый любимый ученик Христа,
который единственный был всегда выделяем Самим Спасителем среди остальных
- по причине его юного возраста и удивительной детской всецелой преданности
своему учителю. Именно он единственный из апостолов не оставил умирающего
на Кресте Спасителя - и вместе с Его Пречистой Матерью стоял рядом до конца.
Именно ему Спасителем была вручена Матерь - для заботы и попечения - об
этом мы и слышали в сегодняшнем Евангелии. Именно этот апостол, позднее
других написавший свое евангелие, с потрясающей глубиной раскрыл учение о
Божественном Логосе и Его Воплощении. Именно первыми строками евангелия от
Иоанна начинается Пасхальное евангелие как средоточие всей новозаветной вести.
Ныне празднуемому апостолу принадлежит авторство последней, самой загадочной
книги Нового Завета - Апокалипсис. После всего этого неудивительно, что и память
этого апостола совершается в церкви с особой торжественностью.
Апостол Иоанн был наречен святой Церковью "богословом". О нем с полной
уверенностью можно сказать, что он не только безгранично любил Бога, но его
любовь была еще и разумной. Сквозь строки его евангелия, соборных посланий,
Апокалипсиса постоянным рефреном идет призыв любить друг друга - любить
не потому, что это хорошо, красиво и правильно, а потому, что Бог возлюбил нас
первым. Для апостола Иоанна подражание Богу в Его любви было самым главным
даром человеку. Перед этим даром все остальное меркнет и перестает иметь
значение.
Традиционно апостол и евангелист Иоанн Богослов считается небесным
покровителем образования и учености, и, конечно же, духовных академий и
семинарий. Будущие пастыри Церкви взирают на него как на духовный образец для
любого священника.
Удивительное дело: богословом становится вовсе не искушенный в хитросплетениях
наук, а тот, кто всей жизнью осуществил заповедь о любви. "Кто любит Бога - пишет
апостол Павел ,- тому дано знание от Него". Но это - совершенно иное знание,
его правильнее было бы назвать Божественной мудростью - которую не получить
в университетах, и которую не измерить ни учеными степенями, ни научными
званиями. Это мудрость, сходящая свыше в открытое и любящее сердце.
И как сегодня нам не хватает этой мудрости! Мы знаем об этом мире почти все:
только никак не можем понять, что от этого знания наша жизнь лучше и счастливее
не становится. Без знания самого главного - единственно нужного - формальные
знания оказываются лишь тяжелым и бесполезным бременем. Но это главное
знание дается не тому, кто часами корпит над книгами. Оно само находит своего
адресата - но только тогда, когда в человеке уже вызрела эта жажда Божественного,
когда его душа освободилась от морока будничной суеты - и с поднятыми вверх
глазами человек ждет от Самого Творца ответа на один лишь вопрос: "Господи! Кто -
Ты?"
Пусть же молитвы святого Иоанна Богослова помогут каждому из нас познать
превосходящую всякое разумение любовь Христову - ту самую любовь,
воспевателем которой и был всю жизнь ныне празднуемый апостол!
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.