"Эпоха Моисея". Светлый вечер с прот. Николаем Соколовым (эф. 16.09.2015)

Светлый вечер - прот. Николай Соколов (эф. 16.09.2015) - Часть 1
Поделиться
Светлый вечер - прот. Николай Соколов (эф. 16.09.2015) - Часть 2
Поделиться

прот-1. Николай Соколов1У нас в гостях был настоятель храма святителя Николая в Толмачах, декан миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Николай Соколов.
Эта встреча состоялась накануне дня памяти пророка Моисея. Мы говорили о мире, окружавшем Моисея, об истории жизни пророка и о том законе, который передал людям Бог через Моисея.

Ведущие: Владимир Емельянов и Алла Митрофанова

В программе упоминается организация “Исламское государство”, признанная экстремистской и запрещенная на территории Российской Федерации. 

В. Емельянов

— Здравствуйте! Вы слушаете «Светлый вечер» на радио «Вера». В студии Владимир Емельянов и Алла Митрофанова.

А. Митрофанова

— Добрый «Светлый вечер»!

В. Емельянов

— У нас сегодня в гостях протоиерей Николай Соколов — настоятель храма святителя Николая в Толмачах, декан миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и автор курса лекций «Ветхий Завет». Здравствуйте!

Прот. Николай Соколов

— Добрый вечер, дорогие друзья!

В. Емельянов

— 17 сентября мы отмечаем день памяти пророка Моисея — 1531 год до Рождества Христова.

А. Митрофанова

— Запредельная такая дата! Кажется, что этого не могло быть вообще в принципе!

Прот. Николай Соколов

— Дата чётко не определена! Это приблизительно очень.

А. Митрофанова

— Приблизительно? То есть это где-то шестнадцатый век до Рождества Христова?

Прот. Николай Соколов

— Шестнадцатый-пятнадцатый, да.

В. Емельянов

— Поскольку протоиерей Николай Соколов автор курса лекций «Ветхий Завет», то мы сегодня немного поговорим о Ветхом Завете, несмотря на то, что нас Церковь призывает внимательно изучать и читать Новый Завет. Тем не менее, Ветхий Завет тоже неплохо знать хотя бы в общих чертах. Потому что всё это взаимосвязано, да?

А. Митрофанова

— Надо сказать, что с фигурой пророка Моисея знакомо, я думаю, абсолютное большинство людей так или иначе, потому что… хотя, может быть, не все об этом  догадываются. Даже те, кто не открывали Ветхий Завет, наверняка слышали песню «Let my people go», которая, собственно, об этом человеке!

Прот. Николай Соколов

— Да, известная песня.

А. Митрофанова

— Поэтому, если задуматься, что же там происходило и чему, собственно, эта песня посвящена, почему он так велик, выясняются очень интересные подробности, которые нам сегодня отец Николай раскроет.

В. Емельянов

— Давайте мы начнём просто с краткого обзора того времени, в котором довелось жить пророку Моисею, какие основные события того времени. Напомним просто нашим слушателям!

Прот. Николай Соколов

— История пророка Моисея для нас очень важна и поучительна, так как в нём, как в зеркале, отражается и Ветхий Завет и Новый Завет, и то, что происходит, пожалуй, почти с каждым человеком — те испытания, которые Господь посылает не каждому, но очень многим. И он-то и является как бы первым родоначальником библейской истории, самой Библии.

А. Митрофанова

— То есть он является автором Пятикнижия?

Прот. Николай Соколов

— Считается, что он является. Вряд ли он написал все пять книг. Сейчас библеистика приходит к мнению, что он написал основные положения, которые пошли в книгу Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Но окончательную редакцию этим книгам уже предал знаменитый священник Ездра, это уже после вавилонского плена.

А. Митрофанова

— Это значительно позже.

Прот. Николай Соколов

— Это гораздо позже — почти 700-800 лет после рождения Моисея. То, что сегодня до нас дошла  Библия — вот эта Тора, которая считается Моисея, то это великое чудо, потому что этого могло не быть!

А. Митрофанова

— Отец Николай, когда вы говорите о таких датах — пятнадцатый, шестнадцатый век до Рождества Христова, примерно 700-й год до Рождества Христова — это настолько далеко от нас, что возникает вопрос, а по каким источникам, в принципе, можно судить по той эпохе? До нас, кроме Пятикнижия Моисея, что ещё дошло?

Прот. Николай Соколов

— Во-первых, это памятники археологии. Это расшифрованные записи Месопотамии шумерские, это египетские письменные памятники.

А. Митрофанова

— А там есть ссылки на Моисея, что он существовал?

Прот. Николай Соколов

— Есть ссылки в некоторых местах на народ некий, который пришёл туда. И есть возможность проследить по истории Египта о тех моментах, которые связаны с исходом — величайшим событием всей истории, пожалуй, всего мира. С этим исходом начался Израиль, началось дарование Закона. И именно Моисею после исхода была открыта тайна мироздания — то, что люди знали по преданию, но что Господь ему конкретно открыл уже на Синае, и было записано для вдохновения, утешения и наставления израильского народа, который ещё не был таким народом, как мы его представляем. Это был угнетённый народ, который почти 400 лет провёл, как мы говорим, в рабстве у фараона. Хотя это не было таким рабством, как мы понимаем это.

В. Емельянов

— На самые тяжёлые работы их посылали.

Прот. Николай Соколов

— Это в конце уже, перед самым исходом из Египта.

А. Митрофанова

— А почему так?

Прот. Николай Соколов

— Эпоха, о которой мы говорим, почему и случилось, как раз случилась во время рождения Моисея. Еврейский народ, придя из земли обетованной, из Палестины, в Египет, он, как говорит нам Библия, насчитывал 75 человек мужчин, не считая женщин и детей, рабов и так далее. Совсем небольшое общество. И возглавлял его патриарх Иаков. Прошло время, когда великий сын Израиля Иосиф Прекрасный умер, и его смерть повлекла за собой постепенное забвение того отношения к еврейскому народу, которое было первоначально.

А. Митрофанова

— Было уважение колоссальное.

Прот. Николай Соколов

— Да, уважение было. Когда Иаков пришёл к фараону, Библия подчёркивает, что фараон его с любовью и радостью принял, потому что его сын Иосиф спас народ египетский от голода, от смерти.

А. Митрофанова

— Он толковал сны…

Прот. Николай Соколов

— Да, после толкования снов, он сказал, что нужно заготовить продукты питания, зерно. Таким образом люди были спасены от голодной смерти. И первое, что сделал Иаков, он благословил фараона. И благословение, которое фараон получил, дало возможность израильскому народу спокойно быть на земле египетской до смерти фараона. Умер один фараон, пришёл другой, третий. И постепенно Израиль из свободного народа, который на земле Гесем жил и пас свои стада, превратился в народ, порабощённый тем игом работ, которые были возложены на простых крестьян, ремесленников, которые трудились над возведением каналов, очистки полей, занимались плинфоделанием для постройки в основном… Да, пирамиды уже были построены к тому времени, их не строили.

А. Митрофанова

— Израильтяне не имеют к этому отношения?

Прот. Николай Соколов

— Нет-нет! Уже Авраам, который видел Египет за триста лет до Моисея, за четыреста, он уже видел пирамиды построенные.

А. Митрофанова

— А об этом где-то сказано, что он видел?

Прот. Николай Соколов

— Так это ясно, по истории Египта видно, что Авраам пришёл, это примерно 1900 лет до Рождества Христова. И уже пирамида Хеопса, другие были построены, и он видел их. Поэтому израильтяне были заняты на работах, которые были связаны с возведением дамб, с возведением домов, крепостей, укреплений. Это, конечно, послужило тому, что народ постепенно стал потом забывать свои корни, свои духовные начала, и через благословение, которое Господь посылал ему, весьма и весьма умножился. Что стало причиной того, что было повеление повивальным бабкам убивать новорожденных младенцев. Но они этого не исполнили, так как боялись Бога, сказано. Господь их благословил. И когда их фараон вызвал к себе, им сказали: «Как это вы не исполняете повеление фараона? Вам смертная казнь грозит за это!» Они очень мудро сказали, Господь вразумил их: «Мы бы с удовольствием это сделали и с радостью исполнили бы повеление фараона. Но когда мы приходим к женщине, которая рожает ребёнка у евреев, она уже родила его. Они очень быстро рожают, мы не успеваем ничего сделать! Поэтому остаётся взять ребёнка и констатировать его рождение, но никак не убивать его, как можно было бы сделать во время рождения». Тем не менее, эти попытки убийства детей продолжались. И каждая мать, родившая ребёнка, боялась, что его убьют, если кто-то узнает, что ещё родился ребёнок, мужского пола имеется в виду. И вот с этим событием связано рождение величайшего пророка Моисея, когда он, будучи по происхождению из колена Левиина, и мать родила его, то она поручила своей сестре отнести его к Нилу и положить около воды…

А. Митрофанова

— В корзинке.

Прот. Николай Соколов

— В корзинке. Но никак не пустить по Нилу, как сейчас думают. Ребёнок, плывущий в корзинке — это тоже смерть. Ударит любой крокодил, любая крупная рыба хвостом и ребёнка не будет.

А. Митрофанова

— А их там достаточно!

Прот. Николай Соколов

— Достаточно, да.

В. Емельянов

— В камыш она его положила.

Прот. Николай Соколов

— В камыши. Рядом. И Моисей — это «взятый от воды», не в воде найденный, плывущий, как у нас принято, а от воды. Его нашла, когда пошла купаться, дочка фараона. И будучи бездетной, она его усыновила. И ей сказали, что это из еврейских детей — она знала, кого берёт! И тотчас нашли кормилицу, которая оказалась его же мать, Моисея, которая вскормила Моисея…

А. Митрофанова

— В нужное время, в нужном месте оказалась!

Прот. Николай Соколов

— Да, она следила за этим, сестра Мариам подсказала это…

А. Митрофанова

— Они, наверное, и место это так, в общем, просчитали, куда положить?

Прот. Николай Соколов

— Я думаю, что они были весьма грамотными в этом отношении и знали, куда ходит купаться дочка фараона! Таким образом, Моисей с детских лет получил блестящее воспитание при дворце фараона. Нам очень мало известно о его жизни в то время. Есть апокрифы, есть легенды на разные темы, почему он, допустим, был косноязычный — говорят, что он в детстве что-то положил в рот себе очень такое острое или горячее, что стал косноязычным. Не буду рассказывать, но там есть целые легенды. Но до 40 лет он жил, как мы говорим, не зная горя, при дворце фараона.

А. Митрофанова

— Так ли уж не зная горя? Всё-таки двусмысленное положение у него было: он вроде бы и сын дочери фараона, но вместе с тем и не египтянин сам по себе, принадлежит к народу, который уже не в чести в Египетской земле. И вот эта вилка, на которой находится Моисей — с одной стороны он живёт в доме фараона; а с другой стороны, фараон угнетает его народ. Мне кажется, это такая серьёзная внутренняя драма!

Прот. Николай Соколов

— Для него эта драма, безусловно, существовала. И он знал, как живёт его родня. По крайней мере, он  навещал их, и брат его Аарон, и сестра не были чужды ему. И во время таких вот визитов к ним он увидел, как издеваются над евреями. И один из таких моментов послужил тому, что он просто убивает египтянина, который стремится сделать зло.

А. Митрофанова

— Поднимает руку, да, жестоко обращается с евреями.

Прот. Николай Соколов

— И с этого момента он понимает, что приговорён к смерти. Будучи не египтянином, а евреем, — а египтяне считали всех остальных, кроме себя, уже вторым сортом, — и, совершив такое преступление, даже будучи усыновлённым дочкой фараона, он будет неизбежно убит. И, понимая это, он уходит, потому что видит, что и среди своих его не понимают — тотчас сказали: «Мы вчера видели, как ты убил египтянина. Не хочешь ли так и нас убить?» — когда он стал разнимать драку двух дерущихся евреев.

В. Емельянов

— Вообще Ветхий Завет, надо заметить, довольно кровожадная книга, потому что убийство на убийстве, реки, моря крови, казни какие-то бесконечные…

А. Митрофанова

— И не только это! Понимаешь, Володь, ведь в чём великий парадокс? Моисей — человек, который убивает египтянина, то есть вообще, в принципе, убивает человека. Потом, спустя некоторое время, во всяком случае, я читала об этом, он истребляет род своей первой жены. И это человек, которого Господь Бог делает фактически своим рупором! И это непонятно как!

Прот. Николай Соколов

— Нет, род он не истребляет. Там были только часть кочевных племён, которые нападали, тогда они отражались. Но отца своей первой жены Иофора он очень почитал и уважал. Он ему очень много помог в его управлении народом. И конечно, Моисей, с момента побега из Египта, он оказался в пустыне, в общем, на грани смерти. И только благодаря тому, что мадиамский первосвященник Иофор взял его в свой дом, так как он защищал его дочерей от пастухов, он приобрёл возможность прожить ещё 40 лет. Его жизнь делится на три этапа: 40, 40 и 40. 40 лет в Египте до убийства, когда он убежал. 40 лет он провёл свободным пастухом у Иофора, там он женился на Сепфоре, там у него дети появились. В общем, вполне благополучная семья. И вдруг в 80 лет, как гром небесный, ему говорят: «Моисей, Я тот Бог, который должен сказать тебе, что ты должен вывести народ израильский из Египта». «Кто Ты? Как я скажу, кто Ты?» — говорит Моисей. «Ты стоишь на месте святом, сними обувь!» Это было на Синае. И Моисею впервые было открыто имя: «Я есть Сущий, который есть — Яхве!»

 

В. Емельянов

— Мы сегодня проводим «Светлый вечер» с протоиереем Николаем Соколовым — настоятелем храма святителя Николая в Толмачах, деканом миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и автором курса лекций «Ветхий Завет». Мы сегодня и говорим о Ветхом Завете, и о такой глыбе Ветхого Завета, как пророк Моисей. И продолжая эту историю… Моисей увидел огненный куст, но при этом куст этот не горел.

Прот. Николай Соколов

— Да. Купина говорят, несгораемая купина.

В. Емельянов

— Господь ему сказал: «Сними обувь свою, потому что стоишь ты на месте святом». И вот это было такое явление Бога Моисею.

А. Митрофанова

— Необъяснимое явление.

В. Емельянов

— Да, необъяснимое. Надо сказать, что Моисей-то, в общем, не очень-то хотел пророком быть. И сопротивлялся всячески.

А. Митрофанова

— Когда человеку 80 лет…

Прот. Николай Соколов

— И отказывался, как мог.

В. Емельянов

— И отказывался, и отговаривал, что есть люди и складно говорящие — Аарон тот же самый.

Прот. Николай Соколов

— Однако ему было 80 лет.

А. Митрофанова

— Это точно установлено, отец Николай, что он дожил до 120 лет?

Прот. Николай Соколов

— Да, это по еврейскому исчислению и согласно Талмуду и Торе — он 120 лет прожил.

А. Митрофанова

— А год был таким же, как у нас сейчас или он был меньше?

Прот. Николай Соколов

— Год был таким же, Земля также вращалась, как сегодня вращается, поэтому фактически то же самое было. То есть считалось по-разному, там есть лунные года, есть такие, но, в принципе, примерно также было. И 40 лет последние уже после исхода до его смерти на горе Нево около Иордана.

А. Митрофанова

— Ветхий завет, вообще, загадочная книга во всём, что касается описания вот этого древнего человека. Потому что Адам 900 с чем-то лет жил, Ной 600 с чем-то жил…

Прот. Николай Соколов

— Под 900 тоже.

А. Митрофанова

— Тоже под 900? Вот я не знаю, как к этому относиться — люди действительно жили так долго?

Прот. Николай Соколов

— Да. Вы знаете, сегодня наука геронтология, которая занимается долгожительством, говорит, что есть такие возможности прожить. Вот буквально на днях я прочитал статистику, что, оказывается, в Японии на сегодняшний день 62 тысячи живут за 100 лет.

В. Емельянов

— Понимаете, отец Николай, другое дело, в каком качестве они живут!

Прот. Николай Соколов

— Это конечно!

В. Емельянов

— Потому что можно дожить и до 120 лет, но быть при этом, прошу прощения, просто овощем, не имея возможности обслуживать себя, просто быть обузой и близким, или обслуживающему персоналу в этих домах пожилых людей, где они проводят остаток дней.

Прот. Николай Соколов

— Природа человека, которые жили много столетий в то время, про которое говорит нам Библия, была немножко иная. И не случайно тот период, который нам Моисей рассказывает в книге Бытия — допотопный период — он и как бы стирается потом с истории человечества.

В. Емельянов

— Смывается!

Прот. Николай Соколов

— Смывается именно водами потопа. Это была совершенно иная цивилизация, которую нам трудно понять, трудно представить. Люди были гигантского роста. Сейчас раскопаны некоторые могилы этих великанов — они больше трёх метров были, как Голиаф, вот такие.

А. Митрофанова

— Ого! То есть Адам был больше трёх метров ростом?

Прот. Николай Соколов

— Я не могу сказать, какой был Адам, но это были поколения, которые назывались исполины. То есть не случайно Библия их называет так. И не только ростом, но и другими способностями: «То были издавна славные и сильные люди», — сказано. О Боге не упоминается. Вообще, в этот период времени люди забывают почти полностью богопочитание в том виде, как оно было, может, у первых людей после того, как Адам и Ева стали жить на земле. И вот поэтому грех умножается многократно. Вот есть такое слово еврейское «хамас», оно означает грязь, мерзость. Это мелкие такие грешочки, которые постоянно заполняют душу, и никакого просвета нет. И вот такое состояние человечества было перед потопом.

В. Емельянов

— Но у них же всё-таки были какие-то нравственные ориентиры?

Прот. Николай Соколов

— Я!

А. Митрофанова

— «Я» в центре мира, понятно.

Прот. Николай Соколов

— Своё эго. Вот в центре мира стою я и больше ничего не существует. Ради этого я должен всё, что угодно. Поэтому допотопная цивилизация, как она велика не была, она была противна Богу. И Бог увидел, что зло человека от начала, каждый день зло у него. И поэтому там уже, до потопа, дни сокращены до 120 лет, сказано было. Как и сегодня, в общем, больше вряд ли кто живёт.

А. Митрофанова

— Моисею 80 лет на тот момент, когда он вступает в самую активную фазу своей жизни — период его общественной деятельности и богообщения, вот такого Откровения. Это же всё требует какой-то колоссальной внутренней энергии, затраты сил. И вот ему 80 лет, он возвращается в Египет и говорит те самые слова, которые мы сейчас знаем: «Let my people go». «Отпусти мой народ!» — говорит он фараону. Фараон сопротивляется, а дальше в Библии сказано о казнях египетских…

Прот. Николай Соколов

— Да, 10 казней было.

А. Митрофанова

— Какие-то лягушки сыпались с неба…

Прот. Николай Соколов

— Они не с неба, они из Нила шли!

А. Митрофанова

— Из Нила, да, прошу прощения! С неба сыпалось много чего другого, там какие-то собачьи насекомые…

Прот. Николай Соколов

— Да, пёсьи мухи были. Много всего было.

А. Митрофанова

— Безумие! И это всё… Отец Николай, то, что там описано, это правда или это метафора?

Прот. Николай Соколов

— Я думаю, что те события имели место, безусловно! В каком плане, подробнее, так или не так — это уже дело автора, который обрабатывал тот или иной текст. Но это реальность, которую нужно признать, потому что Библия правдива и она говорит такие… Вот вы говорите, что кровь в Библии, грязь, мерзость, грехи…

В. Емельянов

— Много очень!

Прот. Николай Соколов

— А вот наш великий псалмопевец Андрей Критский говорит такие слова: «Ветхого Завета вся приведох ти, душе, к подобию, подражай праведных боголюбивые деяния, избегни же паки лукавых грехов». Тут всё тебе дано, посмотри правильно!

А. Митрофанова

— Вся палитра. Делай выбор.

Прот. Николай Соколов

— Да, делай выбор! Перед тобою картина мира. Картина маслом, как у нас говорят.

А. Митрофанова

— Да-да!

Прот. Николай Соколов

— И сегодня, когда мы видим казни египетские, я читал разные на эту тему книги, которые говорят, что это было или это преувеличение. Ведь каждая казнь логически выходила из предыдущей. Если сначала была кровь, и Нил превратился в кровь. И что сделалось? Сдохла вся рыба!

В. Емельянов

— Нечего есть стало.

Прот. Николай Соколов

— Да! После того, как рыбка подохла и стала она разлагаться, появились что? Жабы.

В. Емельянов

— Мухи какие-то.

Прот. Николай Соколов

— Жабы, мухи, которые стали из этой массы разлагающейся рыбы… которые пошли на народ. Пошли нарывы, язвы, всё одно за другим продолжалось.

А. Митрофанова

— То есть на самом деле, это объяснимый процесс с точки зрения причинно-следственных связей?

Прот. Николай Соколов

— Пытаются объяснить логически всё. Даже тьма, которая наступила в Египте, сейчас считают некоторые взрывом Санторина, что это одновременно было и на несколько дней покрылось… Но сказано, что везде была тьма, кроме домов израильских.

В. Емельянов

— А отчего фараону десять таких казней понадобилось? Почему он не успокоился хотя бы после третьей и не отпустил евреев в их землю?

Прот. Николай Соколов

— Фараон их отпустил! Египтяне очень спокойно относились к другим религиозным воззрениям — веруй в кого хочешь. У нас свои боги, у вас свои, какая нам разница? Тут было несколько составляющих. Во-первых, терять очень много рабов, которые, он не знал, вернутся ли или нет. Моисей сказал, что они хотят принести жертву, помолиться их Богу. Но где? В пустыне!

А. Митрофанова

— Но он хитрил, он же не собирался возвращаться-то!

Прот. Николай Соколов

— Но об этом знал только Моисей, а для фараона пустыня была олицетворением некой мерзости, некой гадости. Там было связано с богом Сетом, который был не небеса, а вот это такое пустынное место: «Что же, евреи идут поклоняться какой-то мерзости, там, где он живёт, в пустыне? Зачем им это нужно?» И вот тут религиозные чувства фараона, а он был человек верующий, оно против восставало. И против того, что народ уходит, уходит рабочая сила. И что народ уходит не туда, куда ему нужно идти, по мнению фараона. И что-то таинственное скрывается в этом Моисее, который настойчиво, не боясь ни смерти, ничего, предлагает ему вновь и вновь отпустить свой народ.

В. Емельянов

— Да ещё такие события происходят!

Прот. Николай Соколов

— И события. И когда уже смерть прошла по Египту, а еврейский народ остался жив — ангел смерти прошёл мимо. Отсюда слово «пасха» — «проходящий мимо», ангел прошёл мимо. И фараон лишился первенца. Он уже вынужден был, понимая, что завтра, может быть, и он будет лишён жизни.

В. Емельянов

— То есть всех остальных не жалко, жалко только себя?

Прот. Николай Соколов

— Когда пришло, себя, да…

В. Емельянов

— И встали 615 тысяч.

Прот. Николай Соколов

— 600 тысяч там с чем-то, да. Мужчин только одних.

В. Емельянов

— Напомним, что изначально их было сколько?

Прот. Николай Соколов

— 175 человек.

В. Емельянов

— А вышло 600 с лишним тысяч.

А. Митрофанова

— В общем, не так плохо, судя по всему, им в Египте-то жилось!

В. Емельянов

— 240 лет они в Египте провели?

Прот. Николай Соколов

— По разным причинам некоторые называют 400 лет, другие немножко меньше. Где-то около 400 лет!

А. Митрофанова

— Вот очень интересный эпизод, который связан с исходом евреев из Египта — переход через Красное море, когда воды моря расступаются и, как по сухой земле, люди идут, идут, идут… Потом воды смыкаются и пожирают фараона, который бросился в погоню, опомнившись, что же он наделал, зачем он их отпустил. Опять же, если подходить к этому эпизоду, как к некоему символическому описанию, то всё нормально. Но ведь периодически мы упираемся в то, что то, что описано в Библии, это не символика, а это факты. Как к этому эпизоду относиться? Расступились воды!

В. Емельянов

— И к прочим другим — горькая вода, манна небесная…

А. Митрофанова

— Это всё, что предстоит им в пустыне, да?

В. Емельянов

— Да-да!

Прот. Николай Соколов

— У меня в своё время тоже этот вопрос стоял. Видимо, Господь как-то открыл мне в одно время моей жизни, чтобы я не сомневался в том, что было в реальности такое явление. Я был тогда ещё молодой диакон и отдыхал со своей семьёй на Азове, там есть такое место, которое называется Кагальник. Красивая очень бухта, там прекрасное место, где дети купаются, очень мелкое — там метров 50 идёшь по пояс, затем оно уже глубокое делается, там уже можно плавать. И мы проводили время там очень хорошо летом. И в один прекрасный вечер начался очень сильный ветер, который дул всю ночь. Мне казалось, что наша хатка, в которой мы жили, половина крыши сейчас слетит, и всё. Утро пришло, мы с детьми пошли купаться на мель. И вдруг мы видим, что моря нет! Вчера оно было здесь, сегодня его нет. Перед нами была просто долина, покрытая илом, камнями, грязью, а вдалеке, примерно километрах в двух-трёх, стояла стена воды.

А. Митрофанова

— В каком смысле стена?

Прот. Николай Соколов

— Вот, как вода… пологая такая. Ну, вода стояла, она не шла обратно!

В. Емельянов

— Ничего себе!

Прот. Николай Соколов

— Для меня это было поразительно. Я говорю: «А где вода?» Побежал я к хозяйке, говорю: «А где море-то?» Она говорит, что оно ушло. Я ей: «Как ушло?» Она мне: «А ветер видели какой? Он выдул его отсюда. Такие явления у нас бывают раз в пять-шесть лет, мы это знаем». Но на берегу я увидел массу детишек — местных ребяток, которые бегали с мешками по морю и что-то собирали. Я спросил, что они собирают, оказалось, что раков. Там пресная вода. И они скорее собирали в эти мешки раков! Я постоял с детьми минут 20. Во-первых, запах водорослей не очень приятный, солнце жарит, под 40 градусов. И вдруг смотрю — детей уже нет. Прошёл час. Я говорю: «А раки-то вон ползают, ещё можно собирать их килограммы!» А мне говорят: «Нет, нельзя! Мы не знаем, вода каждую секунду может пойти. И тогда уже смерть всем». Мы подождали ещё полчаса, но была жара и стоять не было возможности, пошли на обед. Только мы первую ложку супа съели, в этот момент такой гул, как реактивный самолёт летит…

А. Митрофанова

— Море возвращается!

Прот. Николай Соколов

— Да! Мне говорят: «Это море пошло». Слава Богу, что я опоздал на этот момент. Я побежал сломя голову посмотреть, куда оно возвращается. По-настоящему это был такой, как, знаете, сель такой, который мощно шёл с моря, вал воды, метров 4-5, не меньше! Если бы я стоял на берегу, где обычно, меня накрыло бы.

В. Емельянов

— Смыло бы.

Прот. Николай Соколов

— Да. Но я пришёл на несколько минут позже. Вот этот вал ударился о крутой берег, море вскипело буквально. Оно было там мелкое, а тут оно поднялось до 3-4 метров, вровень почти с этим обрывом большим. Когда я подошёл, оно кипело и бурлило, как котёл, будто бы под ним паяльная лампа стояла.

А. Митрофанова

— Фантастика!

Прот. Николай Соколов

— Я подумал: «Вот что Моисей видел: вода расступилась, а затем накрыла войско фараона!» Потом я открываю Библию и читаю, что навёл Господь сильный ветер. И ветер раздвинул море.

В. Емельянов

— Вот вам и подтверждение того, что написано в Библии!

А. Митрофанова

— Фантастика!

Прот. Николай Соколов

— И после этого у меня все сомнения относительно библейского текста пропали. Это было открытие! Можете проверить — поехать туда!

А. Митрофанова

— Спасибо!

В. Емельянов

— Это протоиерей Николай Соколов — настоятель храма святителя Николая в Толмачах, декан миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, автор курса лекций «Ветхий Завет». Он у нас сегодня в гостях. И мы говорим о Ветхом Завете, о фигуре пророка Моисея. С вами Владимир Емельянов и Алла Митрофанова. Мы вернёмся через минуту!

 

А. Митрофанова

— Ещё раз добрый вечер, дорогие слушатели! Владимир Емельянов, я — Алла Митрофанова. Мы сегодня беседуем о пророке Моисее, о Ветхом Завете, о том, как относиться к тем фантастическим эпизодам, которые описаны в книге Исход и в других книгах Пятикнижия, автором которого, возможно, был пророк Моисей. У нас в гостях протоиерей Николай Соколов — настоятель храма святителя Николая в Толмачах, декан миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и автор курса лекций по Ветхому Завету. Отец Николай, тот эпизод из вашей жизни, который вы описали, когда вы видели, как отходит море и стоит стеной, это, конечно, фантастика! Но на этом чудесные истории из жизни пророка Моисея не заканчиваются. После того, как они, евреи, проходят через Красное море вслед за Моисеем, они оказываются в пустыне, по которой бродят следующие 40 лет. Вот здесь возникает странность. Я думаю, что многие были в Израиле уже сейчас, когда есть возможность летать и прочее, видели эту пустыню. Где там можно бродить 40 лет? Она же ведь не такая большая! То есть ходить по ней — это всё равно, что плутать в трёх соснах. Если ещё 10 лет, понятно, но как 40 лет это возможно?

Прот. Николай Соколов

— Если напрямую идти из Египта в Палестину, то очень близко всё. Заходим на Синай, даже через Синай пройдём, опять-таки мы за два-три дня спокойно придём туда пешком.

А. Митрофанова

— Даже так?

Прот. Николай Соколов

— Да, караван за три дня может пройти, ну, за четыре, может быть. А тут 40 лет. Господь здесь промыслительно готовил Израиль ко входу в ту землю, которую он им обещал, текущую мёдом и молоком, которая была обещана Аврааму, Исааку и Иакову.

В. Емельянов

— Ему нужно было, чтобы за эти 40 лет очистился?

Прот. Николай Соколов

— Чтобы народ изменился, очистился. И народ именно стал другим. Народ, придя туда, был совсем не готов к тому, чтобы быть свободным народом.

А. Митрофанова

— У них было рабское сознание?

Прот. Николай Соколов

— Абсолютно! И они упрекали Моисея, они хотели его убить несколько раз: «Убьём его и вернёмся! Ой, мясные котлы, египетская пища, ой, как это хорошо!»

В. Емельянов

— На третий день они уже взмолились.

Прот. Николай Соколов

— Уже всё, привыкли, что хорошо кушали, однако!

А. Митрофанова

— Ну, если их так много стало!

Прот. Николай Соколов

— Да, а вышло, по подсчётам некоторых библеистов, не меньше 2 миллионов. Только 600 тысяч человек мужчин, не считая женщин, детей и престарелых. Не меньше 2 миллионов!

А. Митрофанова

— Как всегда, не считая женщин и детей!

Прот. Николай Соколов

— Детей они не считали,  а женщина — она тоже человек, но приближенный.

А. Митрофанова

— Спасибо!

Прот. Николай Соколов

— Так что Моисей столкнулся с задачей, которая… У него было три таких как бы составляющих: первое — это открыть народу, что такое Бог Израиля, что они имеют своего Бога не только, как своего личного, а Бога  мира, который создал мир, мироздание. И который сохранил в этом мироздании среди вот этих войн, этих эпидемий, напастей израильский народ для какой-то Своей особой Божественной Воли и цели.

В. Емельянов

— О чём мы уже узнаем в Новом Завете, в Откровении Иоанна Богослова.

Прот. Николай Соколов

— Это уже потом, в последние уже… Он даёт Израилю направление и даёт Закон на Синае, который до этого как бы написан в сердцах был. Но здесь Господь его изрекает на Синае. И даёт своё Имя. И они знают к Кому обращаться и как обращаться. Но тотчас впадают в идолопоклонство.

А. Митрофанова

— Поразительно! Господь Бог так заботится о народе…

В. Емельянов

— Об одном-единственном!

А. Митрофанова

— Да, об одном-единственном! Он им сохраняет вот эту верность, преданность… Люди при этом постоянно Богу изменяют, если иметь в виду  всё-таки какие-то отношения между Богом и народом, как семейные отношения такие брать. И я не знаю, как будто пелена на глазах, что ли, у людей. Почему? Они ведь видят, что их вывели из плена…

Прот. Николай Соколов

— Как сказано: «Будете видеть и не видеть; слушать и не будете слышать!» Вот в данном случае, Господь, обращаясь к Моисею, уже два или три раза говорил: «Моисей, отойди от этого народа! Я истреблю его во мгновение! А от тебя будет Новый Израиль!» Тогда Моисей падал на колени и молился: «Господи, пощади народ! Ты же милостивый, милосердный, если ты истребишь народ, то скажут: «Где же их Бог-то, который их повёл? Вот они все истреблены! Нет у них Бога никакого!»

А. Митрофанова

— Это к слову о предопределённости, вот когда говорят, что всё прописано изначально, мы лишь идём теми тропками, которые нам предписаны, и так далее. Ничего подобного! Молитва одного человека что может!

Прот. Николай Соколов

— Молитва спасает, и народ меняется, на глазах меняется народ. Сначала у него появляются помощники, потом появляются люди, которые идут за ним беспрекословно — Иисус Навин, ряд других деятелей ветхозаветной эпохи. И наконец, народ приходит к Земле Обетованной. Они же пришли очень скоро, после некоторых испытаний — там падала у них и манна, и перепела, всё было — и вода была горькая, Моисей изводил из скалы. И наконец, пришли! И вот тут,  когда вот она — земля! Мы пойдём туда. Они сказали: «Нет! Мы туда не войдём, нас там убьют!» Потому что разведчики, которые были там, пришли и принесли громадную виноградную кисть, которую еле вдвоём несли. Вот если будете в Израиле и будете пить израильское вино, то на всех бутылках Израиля, которое именно в Израиле произведено — то вот это виноградная кисть, которую несут два человека. Если её нет, то это не в Израиле произведено.

А. Митрофанова

— Отец Николай, вы сказали про Иисуса Навина, это как раз тот человек, который в Землю Обетованную вошёл. А Моисей не вошёл, получается?

Прот. Николай Соколов

— Не вошёл! Иисус поверил, что он войдёт в эту Землю. Поэтому он и Халев, они двое всего лишь из всего народа, даже Моисей не вошёл…

В. Емельянов

— Вот почему Моисей-то, который Бога умолял оставить в живых этот народ, который вроде бы потерпел от этого народа — ещё раз вспомним, что его евреи и убить хотели, и роптали на него. И говорили: «Чего вот ты нас по этой пустыне 40 лет таскаешь? Смотри, сколько народу поумирало, сколько болеет! Есть нечего, пить нечего!» И Господь ему не даёт войти в Ханаан. Почему так произошло?

Прот. Николай Соколов

— Во-первых, Господь сказал через пророка: «Мои суды — не ваши суды. И моё отношение — не ваше», — как мы думаем, по-нашему. Для меня Моисей, конечно, является одновременно величайшей и загадкой, и, в то же время, потрясающим пророком, который, как глыба, стоит над всем Ветхим Заветом. Ведь он был на Синае, с ним говорил Господь. В том виде явился ему, как он мог воспринять, потому что Бога никто никогда не видел, но ту славу Божию, которую Он дал Моисею, она такая была, что, сходя с горы, лицо его сияло. И он до конца жизни носил покрывало, потому что не могли на него смотреть. Как перевёл в своё время блаженный Иероним: «Оно кололось». Помните знаменитого «Моисея» Микеланджело?

А. Митрофанова

— С рожками?

Прот. Николай Соколов

— Да. Почему рога у него?

А. Митрофанова

— А это свет!

Прот. Николай Соколов

— Нет, это рога настоящие! Потому что он в Вульгате написал, что оно было колючее, а колючими только рога могут быть! Он так прямо написал.

А. Митрофанова

— Интересная трактовка!

Прот. Николай Соколов

— Так вот, этот человек, удивительно, он не вошёл в Землю Обетованную! И Библия прямо говорит, она не скрывает ни одного поступка, ни доброго, ни дурного. И в данном случае, Моисей при всей своей богодухновенности и приближённости к Богу, как только мог приблизиться — Боговидец, — он дважды нарушил то, что Господь ему сказал.

А. Митрофанова

— А что он нарушил?

Прот. Николай Соколов

— Он сделал не так, как Господь сказал, а извратил… Второй раз, как он изводил воду из камня, было сказано: «Моисей, скажи скале сей и он выведет воду!» А Моисей вспомнил: «А как же у меня в тот раз посох был, который у меня в змея превращался? Я же ударил тогда и пошла вода. А вдруг не пойдёт, если я посохом не ударю?»

А. Митрофанова

— Надо же! И за это Господь не дал ему…?

Прот. Николай Соколов

— Усомнился! Вот малейше усомнился!

А. Митрофанова

— Какими же тогда были другие?

Прот. Николай Соколов

— И Господь, чтобы не искушать, не лишать его такого авторитета, дал воду из скалы. Но ему сказал: «За это, дорогой, ты не войдёшь в Землю Обетованную!»

В. Емельянов

— А второй раз какой был?

Прот. Николай Соколов

— Второй раз он был связан с одним поступком, я сейчас не помню точно, но это связано, по-моему, с его женой. Его тоже осуждали… Моисей был кротчайший из людей, но он ввёл в искушение многих, когда он во второй раз женился. Он взял себе эфиопленку в жену. Его осуждали все: ему тогда было под 100 лет и взял себе жену ещё одну.

В. Емельянов

— Молодец!

А. Митрофанова

— Молодец! Опять молодец!

Прот. Николай Соколов

— Вот это осуждение, этот момент, который был с этим связан, тоже был связан с этим моментом. Но в основном, это был поступок, который был…

В. Емельянов

— Около Синая.

А. Митрофанова

— Отец Николай, я слышала такую трактовку, что причина, по которой Моисей тоже не вошёл в Землю Обетованную, именно в том, что он-то формировался в египетском плену, как человек, его менталитет был там сформирован. А никто из людей… То есть вот 40 лет — это тот срок, который необходим для того, чтобы полностью сменилось поколение!

Прот. Николай Соколов

— Оно сменилось.

А. Митрофанова

— Иисус Навин был уже тем человеком, который не успел сформироваться как личность в условиях плена, у него было сознание свободного человека.

Прот. Николай Соколов

— Надеюсь, да.

А. Митрофанова

—  Вам, конечно, виднее, но мне такая трактовка показалась интересной.

Прот. Николай Соколов

— Вы правы, что все люди, которые вышли… я имею в виду мужчин, которые старше 20 лет, все остались лежать в пустыне.

А. Митрофанова

— В том числе Моисей.

Прот. Николай Соколов

— Или убитые, или истреблённые язвами, различными змеями, которые там нападали. Но Моисей всё-таки дошёл до Земли Обетованной, он видел её. И он определил место бытия каждому колену Израилеву. И на горе Нево, если вам придётся там быть или кто будет, обязательно на неё войдите. Это удивительное место, откуда Моисей созерцал Землю Обетованную. Перед вами расстилается долина Иордана. Это удивительное место: Иордан рассекает Палестину на Западную и Восточные стороны. Эта долина покрыта зеленью, очень красивая, особенно летом и поздней весной. Иордан протекает. На той стороне Иерихон — древний город. Вдалеке видны огни Иерусалима, если мы посмотрим вечером. Вдали-вдали видна при хорошей погоде гора Ермон — это высочайшая гора Ливана.

А. Митрофанова

— Красота какая!

Прот. Николай Соколов

— Если взять бинокль, то вы рассмотрите даже часть моря, Средиземного моря… То есть вся земля перед тобою. И он вышел, посмотрел и благословил каждого, где жить, но там и скончался в возрасте 120 лет, будучи полон сил, сказано! Просто время его пришло

А. Митрофанова

— Господь забрал.

В. Емельянов

— И никто не знает, где могила его?

Прот. Николай Соколов

— А это не случайно. Потому что он настолько был популярен в Израиле и в других народах, что, если бы знали, где могила, то сделали бы из него культ!

А. Митрофанова

— Поклонялись бы ему уже, а не Богу!

Прот. Николай Соколов

— Поэтому Господь скрыл. Может быть, до времени могила скрыта.

А. Митрофанова

— Отец Николай, говоря о Моисее, мы не можем не упомянуть одного из ключевых эпизодов его жизни, когда он получает скрижали с десятью Заповедями. И содержание этих заповедей является основой Закона, который Бог дал евреям. Собственно, слово «завет» оно переводится, как «договор». Договор, который заключают Бог и израильский народ, при этом, как мы говорили, израильский народ постоянно свою часть договора нарушает, а Бог всё время остаётся ему верен — в этом парадокс. Но эти 10 заповедей являются основой этого договора. И если их почитать, то возникает такое смущение. Людей учат не убивать, не изменять своим жёнам и мужьям, почитать родителей, любить Бога и прочее. Они, до того, как эти заповеди им дали, ничего этого не умели? В каком они были состоянии, в таком случае?

Прот. Николай Соколов

— Все эти заповеди, которые даны на Синае, как бы были написаны в сердце каждого человека. Нравственный закон неизменен. Господь сказал: «Вы — храм Божий. И Дух Божий живёт в вас». И вот этот голос Божий, который звучит как совесть у каждого человека, это было с сотворения человека. И прекрасно знали, что не убивай, не делай зла другому, не обманывай, если ты не хочешь, чтобы это сделали тебе. Только это было на уровне повелений совести и тех моментов, когда были связаны с теми или иными странами или законами, там очень много совпадает с теми моментами, которые были в древнем Израиле. В данном случае это было подтверждено самим Богом на Синае, что именно то, что должно спасти человека, привести его к идее спасения. Самая главная идея Ветхого Завета — это спасение человека. Человек и Бог. Красной нитью проходит, что Господь готовит весь мир через израильский народ, который не хуже, не лучше других народов, наоборот, он, может, в чём-то уступает другим народам. Сколько он уходит от Истины, хотя вот она, перед ним.

В. Емельянов

— Может, поэтому Бог так и печётся особо об этом народе?

Прот. Николай Соколов

— Моисей предсказал Израилю всё, что с ним будет, вплоть до геноцида двадцатого века.

А. Митрофанова

— Серьёзно? А где об этом сказано?

Прот. Николай Соколов

— Всё предсказано. Во Второзаконии. Что если вы сделали то-то и то-то, то вас… буквально до печей предсказал всё. Так что это было сказано не случайно Моисеем, чтобы вразумить весь мир, потому что закон дан в пустыне, не в Египте и не в Вавилоне, а именно в пустыне — на свободной земле. И все люди мира должны его свободным сердцем принять, потому что у всех он одинаков. Сердце у всех одно. «От одной крови создал Господь человека», — сказано апостолом Павлом.

 

В. Емельянов

— Это «Светлый вечер» на радио «Вера». В студии Владимир Емельянов и Алла Митрофанова. С нами сегодня время проводит протоиерей Николай Соколов. Мы продолжаем нашу беседу. Значит, Моисей получает на скрижалях 10 Заповедей. У евреев в Торе 613. Откуда 603 взялись ещё дополнительные?

Прот. Николай Соколов

— Основа Ветхого Завета — Декалог — 10 Заповедей. Это первое, что было положено Моисеем потом уже в ковчег Завета. Всё остальное — это к нему комментарии. Всё остальное — те или иные заповеди, которые сложно было исполнить все. Но они должны были Израиль вывести из этого плена греха, в котором он был на протяжении многих столетий.

В. Емельянов

— То есть вот эти 603 — это, ну, например, возьмём седьмую заповедь, которая была дана…

Прот. Николай Соколов

— Не прелюбодействуй.

В. Емельянов

— Да, то есть ты не должен распутствовать.

Прот. Николай Соколов

— Вести хорошую, светлую жизнь.

В. Емельянов

— То есть из этих 603-х, получается, что запятая, но… Это вот так получается: ты не должен распутничать, но, ты можешь распутничать та-та-та, та-та-та…? Если мы говорим, что это комментарии, поправки, так сказать.

Прот. Николай Соколов

— Нет, в отношении уничтожения заповедей там поправок нет. Они на более высоком уровне понимались. Там очень много ритуальных моментов, которые связаны с жизнью в пустыне, с жизнью кочевников и так далее. Это надо понимать. В то же время, любая заповедь была дана не случайно, она связана с тем или иным событием, которые происходили с израильским народом. Другое дело, что исполнить их все было практически невозможно. Поэтому, человек, как бы не стремился к тому, чтобы исполнить все 600 заповедей, которые запрещающие и так далее, они не могли быть… Поэтому никто не мог гарантировать себе спасение. Вообще, в Ветхом Завете почти не говорится о рае. Очень мало говорится о шеоле. Как бы человек живёт в этом мире и с ним Бог, но как будет дальше, какая будет посмертная участь, об этом очень мало было сказано, почти не сказано. И отношение к смерти было — вот человек умер, и мы не знаем, что будет с ним. Неслучайно в Египте культ смерти был — эти пирамиды, храмы. У евреев этого не было — хоронили и всё. Даже про Моисея не знают, где его похоронили. Поэтому смерть как бы присутствовала, но было к тому, что она вела народ к тому, что придёт Победитель смерти, Которого готовил Господь…

А. Митрофанова

— И этим ожиданием люди живут.

Прот. Николай Соколов

— Да, люди жили этим ожиданием.

А. Митрофанова

— Отец Николай, а характер заповедей, как вы сами говорите, что они запретительные, то есть там написаны запреты, чего не делать, куда не ходить… А нет ли в этом подмены понятий, что ли — человек будет следить, что мне не нужно делать одного, другого и упустит за этим что-то главное? Например, любовь к ближнему, любовь к Богу.

Прот. Николай Соколов

— Так оно и случилось у фарисеев. Помните, как сказано, Господь и говорил, что комара отцеживают, а верблюда поглощают. Так оно и есть. Мы подчас исполняем какое-нибудь маленькое предписание, скажем, будем поститься сегодня, будем одну водичку пить сегодня и не будем есть. А выйдем на улицу, встретим нищего человека, пройдём мимо него. К нам обратится близкий человек за помощью, мы обругаем его или будем возмущены, что он к нам обратился. Какая нам польза от этого соблюдения поста? Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы!» поэтому Моисеев Закон готовил человека к осознанию того, что только с помощью Божией можно что-то сделать. И отсюда смирение, которое мы должны проявлять. Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. И вот где мы видим в Ветхом Завете смирение, которое проявила никто иной, как Божия Матерь. Вот Она является результатом всего Ветхого Завета и Закона, который она смогла в какой-то мере исполнить, чтобы быть Матерью Божией.

А. Митрофанова

— Иными словами, весь путь, который израильский народ прошёл за время, описанное в Ветхом Завете, этот путь, который был необходим, внутренняя работа, чтобы произвести на свет вот это удивительное дитя, которое станет Матерью Бога.

Прот. Николай Соколов

— Ради вот этой тонкой ниточки дома Давидова, которая осталась в Израиле, когда уже царства прекратились, и уже Рим захватил всё, и казалось, что всё уже… Нет, оказывается, вот эта чистейшая струя благодати, которая шла через весь Ветхий Завет, пришла к Деве Марии, в её дом, к Иоакиму и Анне.

А. Митрофанова

— А через неё спасение всему миру соответственно.

Прот. Николай Соколов

— Да.

А. Митрофанова

— То есть не только уже израильскому народу. А то всё время обидно: почему Бог заключает договор с израильским народом, а о других народах не заботится?

Прот. Николай Соколов

— Если посмотрим родословную, которая даётся нам в Евангелии от Матфея, в других, и посмотрим ветхозаветную историю, то мы увидим с вами сразу, что израильский народ не был чуждым другим народам. В родословии Христа есть и моавитянки, есть люди других национальностей. Господь не случайно показывает им, что Он пришёл спасти всех, не только израильский народ. И если в Его крови течёт кровь моавитская, то о чём дальше говорить? Которая через Руфь прошла к Давиду и так далее. Он никого не отвергал. Если человек приходил и вёл добрую, хорошую, светлую жизнь, старался соблюдать Закон Моисеев в той мере, в какой мог соблюдать, то он становился членом Израиля. Много было моментов, когда люди приходили, уходили. Да и сейчас так бывает, что люди придут, разочаруются и уйдут. Но, тем не менее, Господь хранил Израиль для определённой миссии, которую он исполнил в определённое время и в месте, которое мы все знаем.

В. Емельянов

— Отец Николай, наверное, будет последний уже вопрос в нашей программе. Но в нём несколько таких подвопросов. В последние десятилетия крупнейшие режиссёры часто берутся за экранизацию Исхода и обращаются к нему. Вот самый последний это Ридли Скотт, который вообще озаботился темой смысла жизни. И главную роль сыграл там один из немногих православных актёров Голливуда Кристиан Бейл. А что так волнует в образе Моисея современных киномастеров? И почему его образ не сходит с экранов? И что значит для всех нас этот пророк Моисей, который почитается тремя монотеистическими религиями?

Прот. Николай Соколов

— Вы правы. Моисея почитают и иудеи, и христиане, и мусульмане — для всех он является величайшим пророком. Я уже сказал своим близким людям, что мне несколько непонятно, почему в России Моисей мало знаком в отношении пророка Ильи. Илья и Моисей являлись на Фаворе Господу, и ученики были свидетелями этого явления Фаворского Света. И вдруг Илья празднуется так, как нигде, как престольные праздники. Моисея практически не помнят.

В. Емельянов

— Действительно, почему так?

Прот. Николай Соколов

— Вот удивительное отношение! Видимо, тот поток благодати Божией был преизбыточен на нём. И ему вполне достаточно его. И если мы когда-то вспоминаем его… ведь мы вспоминаем его ежедневно, если открываем Библию. Перед нами Моисей, который положил начало этой книги. Я не говорю, что он написал всю Библию, он написал часть Торы и дал нам возможность увидеть тот Небесный Свет, который до времени люди не могли увидеть, не прочтя это Священное Писание. И для нас сегодня очень важно, что экранизация вот этих моментов, которые связаны с жизнью Моисея, оно вновь и вновь показывает нам, что люди хотят выйти из плена греха. Ведь выход из Египта — это уход от греха, уход к Свету, уход к Вечной Жизни. И вот это обетование Вечной Жизни, которое живёт в нас, оно неистребимо. Как сказал один из западных богословов: «Ты создал нас для Себя, и поэтому метётся сердце наше, пока не успокоится в Тебе». По-моему, блаженный Августин это. Поэтому Моисей будет привлекать всю жизнь, пока есть жизнь на земле. Другое дело, я не всегда согласен с тем, как они экранизируют. Когда свой образ уже есть Моисея, то кажется, что не может он таким быть, как на экране.

В. Емельянов

— Они это видят так, например. Тоже в этом нет ничего плохого! Хорошо, что они обращаются к этой теме!

Прот. Николай Соколов

— Нет ничего плохого, да. Но мы привыкли видеть пророка Моисея в образе Микеланджело — с большой бородой, старец такой.

А. Митрофанова

— Старец с рожками.

Прот. Николай Соколов

— Я видел фрески из так называемой Дура-Европос. Это место, которое сегодня, к сожалению, не знаю, осталось ли оно после этих посещений ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация). Но в Дамаске есть фрески первого века из синагоги, это редчайшая вещь. Там Моисей изображён, как почти египтянин. Он без бороды, он в короткой одежде, он совершенно непохож на того Моисея, которого мы привыкли видеть.

А. Митрофанова

— Кстати говоря, вполне логично!

Прот. Николай Соколов

— Первый век нашей эры! Синагога Дура-Европос расписана не хуже нашего Успенского собора Московского Кремля. Находится всё это, для сведения,  в археологическом музее в Дамаске.

А. Митрофанова

— Удивительно, насколько может быть разноплановой человеческая личность! Моисей, до 40 лет живший в Египте, потом до 80 лет пас овец, а потом стал великим пророком — вот сколько всего вместилось в одну эту жизнь, просто страшно даже представить! К тому же и Заповеди, которые фактически перевернули на тот момент человеческое мировоззрение. Или, может быть, если даже не перевернули, то закрепили и тем самым всё равно перевернули!

Прот. Николай Соколов

— Я думаю, что сегодня, находясь уже под сенью Нового Завета, и я рекомендую всем, кто нас сегодня слушает, Ветхий Завет читать обязательно с Новым Заветом. Начинать с Евангелия лучше, а потом уже, когда прочитаете Евангелие, прочитаете там родословную — а почему? Кто такая Фамарь, кто такие Фарес и Зара, откуда?

А. Митрофанова

— Кто все эти люди?

Прот. Николай Соколов

— Давайте посмотрим, откроем Ветхий Завет и будем читать.

В. Емельянов

— Поэтому и удобно иметь не несколько отдельных книг, а одну Библию, потому что не надо лазить в книжной полке, захотел узнать побольше — просто перевернул на несколько десятков страниц, прочёл.

Прот. Николай Соколов

— По-моему, митрополит Филарет сказал, что если даже уничтожить всю Библию, но оставить Псалтырь, по ней можно опять воссоздать весь текст.

А. Митрофанова

— Обращает на себя, конечно, внимание колоссальная разница между характером, настроением, содержанием заповедей Ветхого и Нового Заветов. Если в Ветхом Завете, как мы уже говорили, они запретительные, то в Новом Завете это Заповеди Блаженства, которые все сводятся к одному — люби, вот такое побуждение: «Блаженны плачущие, блаженны миротворцы, блаженны вы, когда вас ругают за Меня, потому что вы возрадуетесь и возвеселитесь за это». И получается, что какой-то уже совершенно новый замес человека. Наверное, для того, чтобы дорасти до такой высоты, нужно было сначала, действительно, научиться не убивать. Не убивать человека за то, что он тебе просто выбил зуб.

В. Емельянов

— Око за око.

Прот. Николай Соколов

— Мы сейчас растём постоянно, мои дорогие, каждый день. Стараемся, по крайней мере, исполнить ветхозаветные заповеди.

А. Митрофанова

— Не всегда и это получается!

Прот. Николай Соколов

— Даже это, бывает, не получается у человека, да. Но уже мы себя должны ощущать детьми Нового Завета и помнить слова, сказанные Господом. Когда ученики сказали: «Господи, возведи на них огонь, как Илья свёл!» То Он сказал: «Не знаете, какого вы Духа!» А Дух — это любовь. И Моисей для нас тоже является примером любви. Он готов был сам умереть за народ, но только чтобы народ остался жив.

В. Емельянов

— С нами сегодня был протоиерей Николай Соколов — настоятель храма святителя Николая в Толмачах, декан миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского  гуманитарного университета и автор курса лекций «Ветхий Завет». Отец Николай, спасибо вам большое за нашу сегодняшнюю беседу!

А. Митрофанова

— Потрясающий экскурс!

Прот. Николай Соколов

— Благодарю вас всех! Сил, здоровья, радости, храни нас всех Господь!

В. Емельянов

— Владимир Емельянов и Алла Митрофанова были с вами. Мы с вами как бы прощаемся, но мы с вами 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Более того, на нашем сайте вы можете отыскать интересные для себя материалы. Заходите, пожалуйста: radiovera.ru. Более того, там есть специальный раздел, который называется «Голос слушателя». Вы там можете оставлять ваши комментарии, вы можете задать интересующие вас вопросы, и наши гости на них с удовольствием ответят. Вы же знаете, что мы устраиваем такие круглые столы, беседы…

А. Митрофанова

— Мы будем анонсировать там темы. Собственно, мы уже этим занимаемся, так что присоединяйтесь к разговору!

В. Емельянов

— Так что, вы будете таким незримым нашим участником. Мы будем учитывать ваше мнение. Помимо всего прочего, мы есть в «ВКонтакте», есть на «Фейсбуке». Так что, милости просим, используйте все возможности, чтобы просвещаться! До свидания, до новых встреч!

А. Митрофанова

— До свидания!

 

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (8 оценок, в среднем: 4,50 из 5)
Загрузка...