Могло ли хватать времени, сил и желания у человека, находившегося практически на самом верху государственной власти России, заниматься строительством и содержанием церкви, которая находится больше чем в ста километрах от Самары, в селе Екатериновка? Ответ – могло. Такой это был человек – Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Русский военный и государственный деятель, сподвижник Екатерины II и, самое главное, - родной брат её фаворита Григория Григорьевича Орлова.
Алексею Григорьевичу были пожалованы земли на берегу реки Волга. Почти сразу после основания в 1770 году в заволжской степи села Екатериновка началось строительство храма для многочисленных прихожан – крепостных крестьян и дворовых людей графа, переселенных на новые земли. К вопросу духовной жизни в те времена относились так серьезно, что этот вопрос даже не обсуждался.
Первоначально церковь была выстроена в дереве. Граф был доволен всем, кроме того, что дерево – материал недолговечный. По его желанию летом 1806 года деревянную церковь аккуратно разобрали и перевезли в село Александровка, а на ее месте началось строительство каменной церкви. Через год Алексей Григорьевич скончался, но строительство церкви продолжила его дочь Анна Алексеевна.
Архитектором церкви был крепостной графа и имя его не сохранилось. Строительство было завершено в 1813 году. Оно не прекращалось даже во время войны с Наполеоном. Главный престол освятили в честь великомученицы Екатерины. Но затем основным становится престол во имя Святой Троицы Живоначальной, освященный через 15 лет. А ещё через 14 лет с северной стороны прибавился престол во имя Николая Чудотворца. Церковь отапливалась и вмещала до 2000 человек.
К началу ХХ века она стала духовным центром всей округи. В ней одновременно служили до 16 священников. Помимо службы, они преподавали в школе, устраивали «читки» вслух православной литературы и ставили спектакли.
Последний священник – Павел Петрович Преображенский был арестован в 1937 году и через год расстрелян, после чего церковь закрыли. Разрушение началось с того, что учеников училища механизации заставили кирпичом сдирать фрески внутри храма. Дольше продержались колокола и кресты. Но в 1942 году уничтожили и их. Дальнейшие два этапа глумления – механические мастерские и потом хлев. Сильно разрушившуюся церковь власть вернула без особого сопротивления.
В 1992 году по благоволению епископа Самарского и Сызранского Сергия началась реконструкция. Проводилась она на пожертвования прихожан и организаций. Ровно через 200 лет после своего создания, в 2013, году Церковь Троицы Живоначальной в Екатериновке снова увидела прихожан.
Если будете путешествовать по окрестностям Самары или Куйбышева – заезжайте сюда обязательно. Обещаю, что вы убедитесь: такая церковь достойна стоять и в столице.
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».