Современные авторы исторических романов часто сетуют на то, что свежие и острые темы для новых произведений находить становится всё труднее. Мол, самые эффектные и интригующие сюжеты уже давно воплотили в литературе «корифеи» - отец и сын Дюма, Вальтер Скотт, Морис Дрюон и Генрик Сенкевич. Но есть среди нынешних писателей и те, кто открыл для себя поистине неисчерпаемый источник вдохновения – Библию. Священная история полна захватывающих поворотов и невероятных событий, перед которыми буквально меркнут все «тайны Мадридского двора». На основе одной из таких Библейских историй американец Джин Эдвардс и написал свою «Повесть о трёх царях».
Произведение, впервые изданное в 1980-м, имело невероятный успех – его вслух читали и пасторы со своих кафедр, и интеллектуалы с трибун литературных клубов, а спектакль, поставленный по повести, несколько лет не сходил со сцены американских театров, собирая полные залы. И не мудрено – драматизм в повести ощущается буквально за каждой буквой. Но по-другому, наверное, и нельзя было рассказать трагичную, но мудрую и глубокую историю о первых израильских царях – Сауле, Давиде и Авессаломе.
Поначалу кажется, что автор «Повести о трёх царях» обращается к тем, кто уже знаком с событиями, описанными в библейских Книгах Царств. Но скоро становится понятно, что Джин Эдвардс намеренно не даёт подробного пересказа истории. Он развивает повествование постепенно, искусно переплетая описание событий с философскими размышлениями. И читатель видит перед собой не нарезку из кадров, а широкую панораму.
Вот юный пастушок Давид принимает тайное помазание на царство от пророка Самуила. Но ещё жив прежний царь, Саул. Тут бы, кажется, и разыграться дворцовым интригам в борьбе за власть! Но история принимает неожиданный оборот. Попав в качестве придворного певца во дворец, Давид не только не делает попыток завладеть троном, но и терпеливо сносит выходки завистливого и коварного Саула, который в припадке злобы даже бросается в юношу копьями! В дни своего царствования, Давид так же покорно примет весть о том, что его родной сын Авессалом задумал заговор и объявил себя царём Израильским. На первый взгляд такие нелогичные, поступки Давида постепенно раскрываются перед читателями во всей полноте и красоте души, покорной Богу, уверенной, что вся власть – от Него, а потому бороться за неё, прилагая усилия, убивая и идя по головам – бессмысленно и неправильно.
Единственного, кого в контексте повести действительно предлагается беспощадно убить – это своего «внутреннего царя Саула» - желание мстить и добиваться своего во что бы то ни стало. Не стоит бросать обратно копьё, которое в тебя метнули, - делает вывод писатель Джин Эдвардс в «Повести о трёх царях». Лучше вовремя от него увернуться, а в остальном - довериться Богу.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.
19 апреля. О значении первой типографии для Руси
Сегодня 19 апреля. В этот день в 1563 году в Москве начала работать типография первопечатника Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца.
О значении этого события для книгопечатания на Руси, — священник Захарий Савельев.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых