В 1840 году на должность французского консула в городе Мосул был назначен Поль Эмиль Ботта. Интересы этого человека не ограничивались сферой его профессиональной деятельности. Все знали, что Ботта не только дипломат, но еще и страстный археолог-любитель, собиратель древностей. Город Мосуна правом берегу реки Тигр, сегодня принадлежит Ираку. Тогда же это был центр одного из турецких административных округов. Ботта хорошо владел арабским языком, и французское Азиатское общество поручило ему наряду с дипломатической деятельностью заняться поисками знаменитой Ниневии — легендарной столицы Ассирии, которая много раз упоминается в Библии. «Ниневия же была великий город у Бога на три дня ходьбы», - говорится Священном Писании. Критики Библии утверждали, что империя с такой крупной столицей – сильное преувеличение. По мнению скептиков, если бы такая великая держава действительно существовала, от нее остались бы многочисленные руины и другие артефакты. Но до 1840-го года никаких свидетельств существования Ассирийской империи обнаружено не было. И перед французским консулом Полем Эмилем Ботта стояла задача – попытаться раскрыть эту загадку библейской истории.
Все свободное время Ботта бродил по окрестностям Мосула, расспрашивал местных жителей, собирал старинные черепки и изучал местность, в надежде отыскать следы Ниневии. Но усилия консула долгое время оставались тщетными. Лишь в марте 1843-го года забрезжила надежда. Один из местных арабов сказал, что знает место, где видимо-невидимо древних кирпичей с надписями. Он и его односельчане сооружают из этих кирпичей очаги в своих домах. Заинтересовавшись, дипломат отправил с арабом своих людей. Проводник привел их на холм, расположенный у селения Хорсабад. Здесь археолог-любитель со своей командой и обнаружил остатки ассирийского города, существовавшего более двух с половиной тысячелетий назад.
Мнение эксперта:
Уже через час после начала раскопок из земли начали выступать полуразрушенные стены. На них отчетливо различались надписи, рисунки, рельефы. Основной их темой было прославление царя. На этих изображениях царь охотился, воевал, пировал по случаю очередной победы. И тут же бесстрастно наблюдал за тем, как истязают пленников. Это были беспримерные в истории мирового искусства изображения жестокости. Большая группа рельефов рассказывала о победе ассирийского царя Саргона Второго над соседним государством Урарту в 714 году до Рождества Христова. Чем дальше продвигались работы, тем очевиднее становилось, что раскопанные стены есть ничто иное как царский дворец.
Это открытие принесло археологу-любителю всемирную известность. Он и сам был под сильным впечатлением от своей находки. До конца жизни Ботта не сомневался, что раскопал древнюю столицу Ассирийского государства. Но ирония судьбы заключалась в том, что это была вовсе не Ниневия! Дальнейшие исследования ученых показали, что холм возле селения Хорсабад скрывал руины ассирийского города Дур-Шаррукин. Центральное место в нем действительно занимала резиденции царя Саргона Второго, дворец, сооруженный в 709 году до Рождества Христова в 50 километрах о Ниневии.
Раскопки Дур-Шаррукина велись еще много лет. Год за годом из земли поднимались величественные здания с украшенными порталами, с огромными залами, с гаремом из трех отделений. Стены дворца покрывали изображения диковинных животных, барельефы царей и крылатых богов. Такой роскоши археологи не встречали даже в Египте! Великолепие дворца свидетельствовало о величии открытой ими цивилизации.
Мнение эксперта:
Дворец, сооруженный на искусственной террасе, возвышался над городом. Площадь дворца составляла 10 гектаров, а общая площадь города 18 гектаров. Крепостная стена подходила вплотную к дворцу так, что часть дворцовых помещений выдавалась вперед, образуя огромный бастион над крутым обрывом. С высоких башен стража могла увидеть врагов на большом расстоянии, а отвесные склоны делали затруднительной осаду крепости. Дворец имел 30 дворов и 210 залов. В центре находилась царская резиденция, вокруг нее размещались гарем, храмы и служебные помещения.
У входа во дворец Саргона возвышались величественные крылатые быки-шеду в высоких шапках-тиарах, с человеческими лицами и огромными, завитыми бородами.
Мнимое открытие Ниневии вошло в историю как ошибка неопытного ученого. Но это нисколько не умаляет его значения для исторической науки. Раскопки Дур-Шаррукина стали мировой сенсацией. Найденный французским дипломатом дворец ассирийского царя подтвердил, что на берегах реки Тигр действительно существовала мощная цивилизация, о которой сказано в Библии. С открытия Ботта начала развиваться новая ветвь археологической науки – ассириология.
Сегодня на месте Дур-Шаррукина остались только обломки гранитных глыб. Статуи крылатых быков-шеду находятся в Иракском музее древностей в Багдаде. А самые знаменитые рельефы из ассирийских царских дворцов можно увидеть в лондонском Британском музее и в парижском Лувре.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия