Некоторые церковнославянские слова и выражения постарались остаться в современном русском языке, но ценой получения дополнительной эмоциональной окраски. Хороший пример здесь – слово «доколе». Произнося его, так и слышишь внутри себя хорошо поставленный театральный голос, восклицающий: «Доколе!? Доколе!?»
Здравствуйте! В эфире программа «Ларец слов» и ее ведущий священник Антоний Борисов. Сегодня в нашем ларце церковнославянских слов и выражений оказалось слово «доколе».
Церковнославянское слово «доколе» в оригинальных текстах лишено какой-либо театральной наигранности. Наши предки произносили его значительно более спокойно, хотя и не без эмоциональности. В переводе на современный русский язык «доколе» означает «до каких пор», «надолго ли». В 12-ом псалме пророк Давид спрашивает: «Доколе, Господи, забудеши мя?» («До каких пор, Господи, забудешь обо мне?) Давид написал 12-й псалом, находясь в сложной жизненной ситуации, ощущая богооставленность. Поэтому и молится он Богу, спрашивая, не забыл ли Господь о нем? Родственным по отношению к «доколе» является тоже славянское «коли» или «коль», которое переводится как «если». Что «доколе», что «коль» предполагает вопрос, оценку ситуации. Поэтому они легли в основу таких привычных нам слов, как: сколько, насколько, - которые позволяют нам оценить ситуацию, понять условия, в которых мы находимся. В болгарском языке «коли», означает «когда» и по праву является наследницей церковнославянского слова «доколе».
Итак, запомним, что церковнославянское слово «доколе» переводится на русский язык «до каких пор», «надолго ли».
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых