Моя дочь никогда не обладала спокойным и тихим характером. И все положенные детям и подросткам кризисы мы прошли по полной программе. В эти сложные моменты я честно говоря думала, что я просто никудышная мать.
Когда дети были маленькими, я сама могла несколько раз в день консультировать друзей о том, как детям положено вести себя в церкви, как с ними молиться, как начинать читать им жития святых и деяния апостолов. И вот тебе пожалуйста – дети постепенно превращались в тинэйджеров, а я все больше чувствовала, как мало знаю об их воспитании. И что не могу объяснить им больше, чем знаю сама. По существу все, что я могу им дать: рассказать о том, что знаю. А я знаю много о театре, литературе, музыке.
На наших домашних литературно-музыкальных посиделках мы мешали Марка Твена с Брэдбери и Братьями Стругацкими, Пушкина учили по ролям с дикой смешной жестикуляцией (а как еще можно выучить стихи? Есть кстати безотказный способ: учить на ночь, чтобы утром, все уже лежало в голове…). Слушали Баха и Битлз, иеромонаха Романа и Окуджаву… Зато у нас собирались огромные компании, и мы неделями репетировали наши спектакли к рождеству, Пасхе и другим праздникам. Мы нач инали нашу сценическую жизнь с постановки спектаклей Снежная Королева, Щелкунчик и Руслан и Людмила – а заканчивали шумными музыкальными вечеринками с православным рэпом, который играла группа моего взрослеющего сына.
В свои семнадцать моя дочь сказала, что будет сама думать, как зовут Бога, и не надо ей ничего доказывать. Ни о Христe, ни о церкви. Я впала в уныние. Психологи назвали это кризисом 17-ти лет. Дочь сочувствовала моему горю и чтобы утешить сообщила как-то: Мам, мне так тебя жалко, я так замучила тебя своими кризисами, знаешь, я ни за что не стану рожать детей, от них так много проблем! Спасибо, дочка, - горько думала я.
Пока в один воистину прекрасный вечер – мы ехали вместе от репетитора, и дочка вдруг начала очень вдохновенно рассказывать о своих жизненных выводах. Ее рассказ я записала, уж очень он меня вдохновил.
«Понимаешь, вчера я поняла, что я его как-то сглотнула, этот кризис. И из всего, что думала и читала, сделала вывод – возможно шаткий – но пока это вывод: если Бога нет, но есть понятие о порядочной человеческой жизни, я вполне могу выбрать порядочную человеческую жизнь. Не из-за Бога, а из-за того, что я могу мыслить о Боге только в категориях человека, и так я никогда не пойму, если ли Он. Потому что Он в категориях человека недоступен. Но я могу предположить, что если Он есть, а я проживу хорошую человеческую жизнь – Он будет со мной. А если Его нет, и я просто после этой хорошей жизни умру – то какая мне будет уже разница?
Потом я проснулась утром и снова подумала пока шла к метро, и солнце, еще красноватое, всходило над домами. И мне пришло: Господи, какая же я счастливая! У меня есть возможность делать в жизни все, что я хочу! Учить историю и обществознание! И… я вдруг поняла, как со всех сторон обложена подушками безопасности, понимаешь, это фантастика, куда бы я ни падала – я везде отпружиню, как на батуте, это невероятно!»
Кьеркегор, Кант, Фрейд, Карл Юнг, все философы и психологи, а также и примкнувший к ним Кастанеда – которые вот уже год торжествовали победу надо мной на книжных полках моей дочери - отошли от меня, счастливой мамашки, и растворились в нежной дымке от такого вывода… а я ехала в ночной машине, туманясь взглядом и не зная, как рассказать ей, что маленькие неприятности с неделанием уроков, грубостью и моими ночными слезами – просто сущая ерунда по сравнению с этим счастьем!
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.