«Сеятель добра и знаний» - так аттестовали Дмитрия Тихомирова те, кто имел счастье с ним общаться. Дмитрий Иванович не мог похвалиться дворянским происхождением, миллионным состоянием. Всё, чего он достиг – и положение и обеспеченная жизнь – было следствием вдохновенного труда на ниве народного просвещения.
Дмитрий родился в селе Рождествено Костромской губернии в семье священника. С восьми лет помогал отцу во время богослужений. Тихомиров-старший мечтал, что Митя продолжит его дело и отдал сына в духовное училище. Предполагалось, что после его окончания Дмитрий поступит в семинарию, а потом в Академию. Но денег на образование не было, и мальчик оказался в ярославской Военной школе, где учился бесплатно. Оттуда его, как лучшего воспитанника перевели в петербургские учительские классы, а затем в Военную учительскую семинарию Москвы. О годах, проведённых там, Тихомиров всегда вспоминал с теплотой, ведь именно тогда он понял, что его призвание – педагогика. Трудиться Дмитрий умел и любил, первое время он учительствовал сразу в четырёх школах. Причём одну из них – для рабочих при фабрике Михайлова – Тихомиров с друзьями открыл сам. Это была первая в Москве вечерняя школа.
Карьера быстро шла в гору. Дмитрия Ивановича направили в московский Комитет грамотности. Тихомиров устраивал общедоступные лекции известных профессоров и писателей. Инспектировал фабричные школы, школы московского Благотворительного общества.
Вместе со своей женой Дмитрий Иванович открыл семейное дело – «Учебный магазин начальных школ». Прекрасные детские книги, а Тихомиров уговаривал писать лучших русских литераторов, стоили сущие копейки и расходились миллионными тиражами. Дмитрий Иванович стал богатым человеком. Он приобрёл в собственность старейший журнал «Детское чтение» и издавал его под новым названием «Юная Россия».
Детская литература была особой любовью Тихомирова. Он написал и за свой счёт издал «Букварь для народных школ». Книга имела невероятный успех. Её переиздавали 161 раз. Окрылённый Дмитрий Иванович продолжил писать для детей. Его перу принадлежат «Азбука православия», «Книга для церковно-славянского чтения», «Из истории родной земли» и самая известная в народных школах хрестоматия «Вешние всходы».
В 1900 году Тихомирова избрали гласным городской думы. Он выполнял депутатские полномочия девять лет. Всё это время активно занимался общественной работой и благотворительными проектами. Вложил двести тысяч рублей в строительство здания Педагогических курсов московского общества воспитательниц и учительниц. В родном селе Рождествено открыл больницу и двухэтажную школу, пожертвовав на их возведение 55 000 рублей. В школе, хоть она и появилась в далёком 1909 году, до сих пор учатся дети.
Тихомиров не жалел средств, чтобы помогать тем, кто имел отношение к просвещению. О заслугах Дмитрия Ивановича знали не только в России, но и за границей. В начале 20-ого века за свою подвижническую деятельность он получил на Всемирной выставке в Париже золотую медаль. Когда Тихомиров умер, проводить его на Новодевичье кладбище пришла практически вся Москва. У могилы прозвучали искренние стихи, посвящённые памяти педагога, просветителя и очень доброго человека:
Не забудет Русь родная
Светлых подвигов твоих,-
Будет жить, не умирая,
Память вечная о них.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия