Село Малое Ишуткино расположено на северо-востоке Самарской области, в старинном Исаклинском районе. По легенде, его основал некий чуваш по имени Ишут. Хотя село с самого начала своей истории было многонациональным - по переписи восемнадцатого века, кроме чувашей здесь проживали русские и мордва. Жили селяне дружно, об этом свидетельствует тот факт, что им удалось совместными усилиями, без помощи меценатов, построить в 1781 году деревянный храм.
Сельские храмы часто страдали от пожаров и Ишуткинский Михайло-Архангельский – не исключение. После того, как огонь нанес ему ущерб в девятнадцатом веке, его удалось восстановить по старым чертежам. Пожар, приключившийся в начале двадцатого столетия, оказался для церкви последним. Однако ишуткинцы не отчаялись. Они вновь всей общиной собрали необходимую сумму и купили деревянное храмовое здание в соседнем районе. В 1914 году церковный сруб на подводах перевезли в Ишуткино и собрали на окраине села – на том месте, где он стоит и сейчас.
Здание церкви, созданное в 1878 году, полностью соответствует архитектурным тенденциям своего времени. Это компактный корабль, в котором центральная часть увенчана восьмигранным куполом на просторном световом барабане. Четырехъярусная колокольня с шатровой вершиной соединена с основным объемом храма небольшой трапезной. Дореволюционное внутреннее убранство церкви, к сожалению не сохранилось. Ишуткинцы отстояли родную церковь, безбожники не взорвали ее, как тысячи других храмов в стране. Однако, те двадцать с лишним лет, когда в ней находилось зернохранилище, не прошли даром – росписи на стенах были полностью уничтожены. А вот многое из церковной утвари удалось уберечь. Прихожане разобрали богослужебные предметы по домам, и вернули их в храм, когда он вновь открыл свои двери в 1948 году.
Михайло-Архангельский долгое время оставался единственным действующим храмом в районе. Да что там в районе – в пятидесятые, шестидесятые годы во всей области церкви, в которых совершались богослужения, можно было пересчитать по пальцам. И люди везли в Малое Ишуткино святыни, которые удалось спасти. И поныне здесь хранятся старинный образ Богородицы «Взыскание погибших» из закрытого Раковского Свято-Троицкого женского монастыря, богородичная икона «Утоли мои печали» афонского письма, доставленная из Мордовской Параскево-Вознесенской обители и Распятие девятнадцатого века, привезенное из Пензенской губернии.
Доехать до села Малое Ишуткино можно на автобусе Самара – Клявлино. Выходить нужно у поворота на Большое Микушкино. А дальше – пешочком, по живописным холмам, которые местные жители зовут шиханами или шишками. Благо, церковь Михаила Архангела – ориентир надежный. Ее голубые стены издалека видны и зимой, и летом – так что не заблудитесь!
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение