Мой бывший коллега, с которым мы работали когда-то на одной популярной музыкальной радиостанции, как-то поделился наблюдением. Смотри, говорит, приезжаешь в Европу. Далеко ездить не надо, в Польшу, например, что ты видишь в первую очередь – старый пятнадцати, двадцатилетний автомобиль возле скромного, но очень ладного дома. А у нас выезжаешь за город и картина противоположная – свежая, вероятно, кредитная, машина, стоящая возле разваленной, вросшей по окна в землю избы. С коллегой сложно было не согласиться. Понятно, что речь здесь идёт о приоритетах. Твой дом в городе никто не увидит, его не притащишь за собой на верёвочке в магазин, а машину притащишь. Главное, ведь, что люди скажут. Понятно, что подобная картина характерна и для города, даже для большого, но в сельской местности похожая ситуация воспринимается особенно трагично. Это агония деревни в центральной России. С трудом верится, что она сможет возродиться, по крайней мере, в ближайшие годы. Уже сейчас мне всё чаще кажется, что это деревенское пространство стало безлюдной пустыней, по которой мы едем из одного города в другой. Село тут активно умирает четверть века, хотя все предпосылки были заложены ещё раньше – после революции, а кто-то из историков связывает этот процесс с отменой крепостного права. Причин можно найти много, но есть итог и не понятно – окончательный он, или промежуточный. Назовём смерть деревни проще – историческим процессом. Я часто вспоминаю очень красивую церковь во Владимирской области. До сих пор величественная с шатровой колокольней, сама в традициях наследующих нарышкинское барокко стоит в чистом поле. На многие километры окрест – ни жилья, ни других построек. Если зайти в краеведческий музей ближайшего города, то там - на видном месте мы найдём фотографию большого села в середине которого и стоит эта самая церковь. Таких руин, или ещё не совсем руин множество по всем окрестным от Москвы областям. Едешь и вспоминаешь стихотворение Владимира Алейникова «И влагой полнятся ночной и базилики и баклаги», когда понимаешь какое количество воды от дождя и талого снега впитали в себя эти стены – становится не по себе. Не так давно довелось побеседовать с писателем и археологом Петром Алешковским, который поделился наблюдением – в Тверской области в районе Торжка археологи находят в своих раскопах пустой слой. В нём ничего нет - есть глубже, есть выше, а тут пустота. Исследователи связывают этот феномен с окончательным уничтожением новгородской самостоятельности Иваном Грозным. Опустели и земли, тяготевшие к Новгороду, причём, по словам Алешковского, люди делись непонятно куда на целый век, а потом вернулись, скорее всего, не те, которые вышли, а просто в то время земля долго не пустовала по многим причинам и сюда пришли новые обитатели. Алешковский, кстати, описал этот случай в своём романе «Крепость». А мне подумалось, что такая же история ждёт и нас. Когда-нибудь кто-то вновь придёт осваивать среднерусское пространство. Хочется надеяться, что произойдёт это при нашей жизни. В конце концов, понятно, что сельское хозяйство сильно изменилось за последние 80 лет, которые вместили в себя ликвидацию традиционного крестьянского уклада, коллективизацию с колхозами, а после их обнищание и развал. Осваивать земли центральной России так, как их осваивали веками наши предки уже не получится, но очень хочется верить, что земля не превратится в безлюдную пустыню, а найдётся её достойное применение ради которого люди сюда вернутся.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.