Игротека — это не просто собрание игр, но еще и особая атмосфера, позволяющая детям общаться с родителями и сверстниками. Как правильно организовать игротеку у себя дома рассказывает игровой педагог Женя Кац.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. У меня в гостях игровой педагог, а также организатор семейных игротек Женя Кац. Здравствуйте, Женя!
Ж.Кац
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Раз есть такое слово игротека, да, вероятно, ну оно что-то обозначает. Можно ли дома устроить такую игротеку?
Ж.Кац
— Конечно, мне кажется, что приехать к нам в Москву на игротеку совсем не все могут, но устроить игротеку у себя дома, может почти каждый родитель.
С.Бакалеева
— Это собрание игр? Что такое игротека?
Ж.Кац
— Игротека – это в первую очередь, собрание играющих, а не только игр, потому что для хорошей игротеки нужно несколько человек, которые готовы играть. И хорошо бы для игротеки, чтобы были люди, настроенные именно на то, что игра – это способ вместе пообщаться, вместе приятно провести время.
С.Бакалеева
— То есть, это не обязательно специально подготовленные люди должны быть для игротеки?
Ж.Кац
— Нет, это могут быть несколько родителей, у которых дети ровесники, которые собрались, то в одном доме, то в другом доме, просто пришли в гости с целью ближайший час, или полтора вместе с детьми поиграть. Не та, что дети идите поиграйте, а мы тут пока чай попьем с тетей Машей.
С.Бакалеева
— Ну да, так обычно и бывает.
Ж.Кац
— А именно показать детям какие-то новые игры, показать им какой-то опыт. И когда у детей такой опыт есть, то на первых порах, в любых настольных играх, им нужна поддержка родителей. Но после этого, когда у вас такие встречи станут регулярными, то вот как раз через какое-то время, дети уже могут играть и сами.
С.Бакалеева
— А возможно ли это сделать, чтобы было интересно и детям и взрослым? Вряд ли взрослые будут играть в детские игры, а дети вряд ли будут играть во взрослые.
Ж.Кац
— Сейчас представление о том, какие бывают настольные игры у многих осталось таким же, какое оно было сто лет назад, а игры сами между тем, очень сильно изменились. И сейчас настольные игры могут серьезно конкурировать с компьютерными играми, и со всякими играми, которые мы знали в детстве – лото, шахматы, шашки. Мне кажется, очень многие люди считают, что когда говорят: «Пойдем поиграем с ребенком в настольную игру», - то они думают сразу, что это будет поле, на котором будут нарисованы кружочки с цифрами, будут фишки и кубик.
С.Бакалеева
— Совершенно верно и нужно ходить по кружочкам.
Ж.Кац
— И нужно ходить по полю и это, детям, может быть и интересно в 3-4 года, может быть даже в пять, а взрослым невыносимо скучно.
С.Бакалеева
— Только из любви к детям можно это выдержать.
Ж.Кац
— Поэтому взрослые, когда им говорят: «Там будут настольные игры», - они обычно морщатся и думают: «Ну вот, какая тоска». Между тем, настольных игр сейчас бывает великое множество и очень многие из них достаточно увлекательные и для взрослых тоже. Более того, бывают игры, в которые дети играют зачастую лучше взрослых.
С.Бакалеева
— И при этом одинаково интересно.
Ж.Кац
— Но при этом одинаково интересно, да. А для детей - это тоже очень ценный опыт, посмотреть, что они в чем-то могут быть, если не сильнее взрослых, то по крайней мере, на том же уровне примерно. И у взрослых то есть в чем они точно знают, они уверены, сильны и опытны, а детям умение у кого-то выигрывать, умение выстроить стратегию – это тоже очень важный опыт.
С.Бакалеева
— Можно ли в таких играх в команды объединяться?
Ж.Кац
— Да, бывают игры, в которые с удовольствием можно играть и командой. И главное, что приятно, что бывают настольные игры, в которые можно играть разновозрастной компанией и всем будет весело.
С.Бакалеева
— Ну, как это сделать, нужно ли накопить дома такую игротеку, или, скажем, объединиться с друзьями и распределить эти игры по разным домам?
Ж.Кац
— Ну, например, да, совершенно не обязательно покупать все игры, их сейчас несколько сотен разных наименований вполне интересных игр, поэтому, покупать себе так много, вряд ли кто захочет.
С.Бакалеева
— А как сориентироваться в этом большом ассортименте?
Ж.Кац
— Ну, во-первых, на сайтах больших магазинов, в которых продаются настольные игры, обычно есть обзоры. Во-вторых, большие магазины проводят большие игротеки, на которые можно сходить и попробовать какие-то игры и потом уже решить, что вам нравится, а что не нравится.
С.Бакалеева
— Это бесплатные обычно, да, мероприятия?
Ж.Кац
— Да, это бесплатные, можно почитать статьи, можно сходить к нам на семейную игротеку. Есть много разных способов, можно сходить в гости, поиграть в какую-нибудь игру и понять, что вот такую мы хотим, а такая нам скучно, а вот такую мы хотим и будем играть каждый день.
С.Бакалеева
— А нужно ли формировать, помимо того, что понравилось, ну, скажем так, на вырост такие игры? Вот сейчас дети подрастут, им понадобится логическая игра, или стратегическая, или словесная, если есть такие, языковая.
Ж.Кац
— Конечно, есть таковые тоже. Ну, мне кажется, знаете, надо выбирать игры под компанию. То есть, если вы знаете, что у вас есть компания взрослых, которая с удовольствием соберется и поиграет и вас будет человек 5-6, то есть прекрасная, скажем, взрослая совершенно игра Диксит с красивыми картинками, к которым надо придумывать ассоциации. В эту игру можно и вшестером играть, а можно и пятнадцать человек играть, просто объединиться командами по 2-3 человека и командой придумывать и названия и ассоциации.
С.Бакалеева
— А там смысл этой игры, что к этой картинке с неопределенной темой нужно придумать…
Ж.Кац
— Свою ассоциацию, не слишком простую, не слишком сложную. А потом все остальные из своих карт, которые у них на руках, тоже выбирают картинку с таким же названием, то есть, под эту же ассоциацию. И умение отгадать в этой игре ничуть не менее ценно, чем умение придумать красивое название.
С.Бакалеева
— А с какого возраста детям можно уже присоединиться?
Ж.Кац
— Мне кажется, лет с восьми дети играют в нее с удовольствием, ну дети разные опять же, но в восемь лет многие уже хорошо играют.
С.Бакалеева
— А еще какие-нибудь игры расскажите из таких, из популярных.
Ж.Кац
— Из самых простых и при этом очень симпатичных мне игр, есть игра Добль в круглой такой коробочке.
С.Бакалеева
— Коробочка эта очень ценная.
Ж.Кац
— Да ,очень удобная, компактная, ее легко взять с собой в любую поездку и в этой коробочке лежат круглые карточки. На каждой карточке нарисовано восемь маленьких картиночек и задача игроков очень простая – надо искать на двух карточках, какая картинка совпала.
С.Бакалеева
— А на каждой паре есть совпадение обязательно?
Ж.Кац
— Да, эти карточки так хитро устроены, с математической точки зрения это очень красиво, что на каждых двух карточках есть только одна совпадающая картинка и она всегда есть, одна и только одна.
С.Бакалеева
— Но она не всегда бросается в глаза, не очевидна.
Ж.Кац
— Совершенно не всегда бросается в глаза, потому что она может быть по-другому повернута, она может быть чуть-чуть другого размера и надо увидеть, что совпадает и назвать словами, скажем, тут лягушка и там лягушка, здесь птичка и там птичка. И тот, кто назвал, забирает верхнюю карточку себе. И теперь, все игроки смотрят на новую карточку. Правила можно объяснить буквально за две минуты.
С.Бакалеева
— Да, это тоже очень важно, что можно присоединить любых новых игроков.
Ж.Кац
— Да, можно играть с пятилеткой, можно играть с восьмилетками и эта игра неизменно вызывает интерес у детей.
С.Бакалеева
— Ну и у взрослых, я знаю взрослую компанию, которые в азарте сломали стол, играя в эту игру.
Ж.Кац
— Другая игра, скорее более детская, но тоже у нас взрослые как-то раз взяли ее и играли с большим удовольствием – это игра «Кошки-мышки». Там есть такая мисочка, на которой нарисована кошка и игрок, который будет играть кошкой, держит ее в руках. И еще есть шесть мышек разноцветных и у мышек длинные хвостики. Каждый из детей берет мышку за хвостик и кладет саму мышку в центр стола на коврик. После этого, водящий кидает кубик и если выпал красный цвет, то он своей мисочкой-кошкой, пытается накрыть красную мышку. Игрок, у которого в руках красный хвостик, должен ее отдернуть, а остальные не должны убегать, потому что не их ловят. И для многих детей эта игра совсем не такая простая, вот эта ассоциация, что раз выпал красный, а у меня именно красная, то как раз именно мне и надо отдергивать, казалось бы…
С.Бакалеева
— Определенная мыслительная должна деятельность произойти.
Ж.Кац
— Это должно от мыслительной деятельности перейти к действию – это то, что у многих детей, даже в пять-шесть лет, вызывает большие сложности, у них это время очень большое. То есть, игрок, который кошка, ему тоже надо сообразить – ага, выпал красный, значит ловить надо не кого-нибудь, а именно эту мышку. Но если он быстрее сообразит, то он поймает и тогда они меняются, тот, кто прозевал – становится кошкой, а тот забирает его мышку.
С.Бакалеева
— Вы сравнивали новые эти настольные игры с компьютерными, можно ли детям, которые сейчас, ну, как известно, быстро увлекаются компьютером, предложить в качестве альтернативы такие игры?
Ж.Кац
— Да, мне кажется, что очень многие дети предпочитают играть в настольные игры с большой приятной компанией, потому что с компьютером ты играешь один на один, а в настольные игры можно играть всем вместе. И настольные игры гораздо больше учат ребенка именно взаимодействию, именно тому, как ты можешь вместе с кем-то что-то делать, или смотреть, как ты сам проигрываешь, или выигрываешь.
С.Бакалеева
— Это тоже ведь целое искусство.
Ж.Кац
— Это целое взаимодействие, для многих детей очень сложно проигрывать и настольные игры учат проигрывать гораздо мягче и гораздо более для детей это полезно получается, чем в компьютерных играх.
С.Бакалеева
— Как помочь родителям тому ребенку, который тяжело проигрывает, болезненно проигрывает?
Ж.Кац
— Ну, тут есть много способов, но в первую очередь надо понять, что до определенного возраста для ребенка это действительно очень большая проблема и ребенку действительно очень тяжело смириться с проигрышем. Но очень для многих детей хорошо работает, если мы договариваемся до игры – мы будем играть только, если это игра для радости, если всем весело – то мы играем. Если ты собираешься плакать, когда проиграешь, давай лучше тогда заранее скажи, все, стоп игра, игру убираем, никто не проиграл и игру убрали. Договориться про какой-то знак, что все, теперь мне уже кажется, что я проигрываю, поэтому, давай прекратим игру. Когда договорились заранее, то очень у многих детей это уже снимает половину тревожности.
С.Бакалеева
— Они действительно этот знак подают, или они просто проигрывают и легче переносят?
Ж.Кац
— Да, и проигрывают, и спокойнее к этому относятся, или действительно подают этот знак – разные дети по-разному, но, по крайней мере, они уже не швыряют фишки и карточки и не вопят, что все злые, плохие, их обидели, а готовы как-то к этому проигрышу более по-взрослому отнестись. Причем с тем же самым ребенком забудешь договориться и вот опять как обычно вопли, крики.
С.Бакалеева
— То есть, пугает больше всего эта непредсказуемость ребенка, видимо, что он не ожидал, что проиграет.
Ж.Кац
— Непредсказуемость, да, не ожидал, а когда проговорили, что такая ситуация тоже может быть – ту готов к этому? Готов. Кроме того бывает полезно играть во всякие быстрые игры на везение, когда родитель тоже часто проигрывает и показывает ребенку, что он на эту тему не так переживает, или наоборот, проговаривает – ну вот видишь, я проиграл, я конечно расстроился, но ведь мы же можем еще раз сыграть, может быть в другой раз мне повезет больше.
С.Бакалеева
— А поддаваться стоит?
Ж.Кац
— Я стараюсь не поддаваться, но я могу предложить ребенку фору, то есть, я скорее поставлю нас в более, или менее равные условия. Если мы играем в Блокус, то я дам ему начать и поставить две фигурки, а не одну.
С.Бакалеева
— А Блокус – это кирпичики?
Ж.Кац
— Блокус – это такая геометрическая игра, там фигурки, похожие на фигурки от Тетриса, только пластиковые, которые надо по особым правилам выставлять на квадратной доске.
С.Бакалеева
— Это объемная игра, да?
Ж.Кац
— Нет, плоская. И кто больше своих фигурок выставил по правилам, тот и выиграл. И если мы даем ребенку фору, значит, что он просто успел выставить в начале больше и если нам хватит мастерства его после этого обыграть – очень хорошо, мы играли вполне на равных, и нам было интересно, и ребенку было интересно. Потому что играть в то, в чем ты заведомо проиграешь тоже не интересно, это и взрослому не интересно играть с противником, который намного сильнее, значит надо просто уровнять шансы.
С.Бакалеева
— Если маленькие дети, скорее всего с охотой сядут играть в любую новую игру, потому что с родителями всегда здорово, мне кажется, вместе провести время, то подростки ко всему новому относятся критически. Вот, можно ли подростков завлечь на какую-то такую игротеку домашнюю?
Ж.Кац
— Ну, мы с удовольствием играли, скажем с шестиклассниками, с семиклассниками. Но мы играли сначала во всякие такие скорее подвижные и веселые игры, а потом уже переходили к настольным. То есть, для начала, они должны почувствовать, что это комфортная обстановка, что тут не страшно. И что тут не лишняя контрольная, не проводят проверку кто чего может. Сразу увлечь их настольной игрой, если только кто-то из одноклассников уже увлечен и готов им показывать, что это здорово. А так, что пришел взрослый и сказал: все бросьте и идемте играть в настольную игру, я не уверена, что это пройдет. А если начать с того, что мы вместе посмеялись, вместе повеселились, после этого уже легче перейти и к настольным. Со взрослыми детьми, с такими подростками, мы с удовольствием играем во всякие словесные игры. Например, есть такая прекрасная словесная игра, называется «Тик, так, бум». У этой игры есть игрушечная бомба, она пластиковая, но выглядит, как настоящая и у нее снизу есть кнопка, и когда эту кнопку нажимаешь, то бомба начинает тикать и тикает каждый раз разное время, потому что в ней датчик случайных чисел. Иногда 20 секунд тикает, иногда минуту, иногда даже две минуты. Пока бомба тикает, надо передавать друг другу эту бомбу, она как эстафетная палочка и придумывать слова, в которых есть нужный слог, или нужное сочетание букв. Например, написано «га» и вот мы передаем: нога, или, гарантия, и у кого в руках бомба, тот и придумывает и произносит, а потом отдает следующему. И, многим детям бывает очень сложно думать, когда в руках тикает, вот-вот взорвется, это действительно очень раздражает. Я даже иногда специально проговариваю перед игрой, что эта бомба, она отвлекает, она мешает, но нам же в жизни часто что-то мешает думать, что-то отвлекает, а мы же можем все равно сосредоточиться. И после такой вот моральной подготовки многим становится легче, вот она тикает-тикает, а слово, которое ты только что придумал и собирался произнести, произнес игрок прямо перед тобой и все – в голове пустота, а бомба уже в руках. Очень тяжело бывает. В некотором смысле для взрослых, это такой способ почувствовать, как чувствует себя ученик, которого неожиданно вызвали посреди урока, позвали к доске, а он не знает, что отвечать.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Женя. Мы разговаривали с Женей Кац о том, что такое домашняя игротека. И вообще о том, какие игры выбрать. Оказывается игры, домашние настольные игры – это прекрасная возможность, во-первых, родителям провести время с детьми, подросткам лучше познакомиться друг с другом и найти общее время, общие интересы. Оказывается, настольные игры даже с успехом заменяют компьютерные. Всего хорошего вам, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Чувство полёта в картине Константина Юона «Купола и ласточки»
Константин Юон очень любил Сергиев Посад и часто изображал его в своих работах.
Картину «Купола и ласточки» он написал в 1921 году, когда Православие было объявлено вне закона. Пейзаж напоминает нам, что только с Богом наша жизнь имеет смысл.
— Картина «Купола и ласточки» Константина Юона дарит ощущение полёта. Кажется, что потолок Третьяковской галереи сейчас распахнётся, и ты взмоешь туда, где только птицы купаются в синем небе. Правда, Маргарита Константиновна?
— Да, Наташа, похоже. Такого эффекта художник добился за счёт оригинального ракурса. Мы видим церковные купола так близко, как будто парим вокруг них вместе с ласточками. И зелёные крыши домов остались далеко внизу.
— Интересно, как художнику удалось написать храм с такого труднодоступного ракурса?
— Он работал на колокольне Троице-Сергиевой лавры. Это вид на Успенский собор, расположенный в нескольких метрах. С этой точки Юон писал один единственный раз. «Купола и ласточки» выбиваются из ряда его картин, посвящённых Сергиеву Посаду.
— Юон часто изображал этот город в своих работах?
— На протяжении всей своей жизни. Художник очень любил Сергиев Посад, называл его сказочно прекрасным. В своем дневнике рассказывал, как был потрясён, когда приехал туда в первый раз. Панорама, которая открылась перед художником, оказалась такой выразительной, что в большинстве своих работ он изображал город со стороны вокзала. Воссоздавал своё первое впечатление, хотел показать, каким Посад открывается путешественнику.
— Один и тот же вид рисовал?
— На всех работах Константина Юона, посвящённых Сергиеву Посаду, узнаваем самобытный ансамбль Троице-Сергиевой лавры. Но при этом каждая картина уникальна. Живописец стремился остановить мгновение в его неповторимости. Он рисовал людей на улицах, показывал стремительно текущую жизнь с её хлопотами и одновременно — растворённые в этом потоке приметы вечности.
— Приметы вечности?
— Всё то, что напоминает человеку о Боге — небо, солнечный свет, церкви, увенчанные золотыми крестами.
— Картина «Купола и ласточки» вся состоит из таких примет. На ней нет людей, только небо, церковные маковки и птицы.
— И это неспроста. «Купола и ласточки» Константин Юон написал в 1921 году, вскоре после того, как в Троице-Сергиевой лавре прекратились богослужения. Православие было объявлено вне закона. И художник в своей картине дал понять, что не согласен с этим.
— Поясните, пожалуйста, Маргарита Константиновна, как он это дал понять?
— Посмотри, Наташа. Полотно поделено на две части по горизонтали: внизу — город, над ним — чистый голубой небосвод. А на переднем плане — церковные купола. Четыре ослепительно белых, со звёздами, и центральный, сияющий золотом. Они стоят на крепких барабанах и тянутся ввысь ажурными тонкими крестами. Словно соединяют воедино два измерения: землю и небо, короткое человеческое бытие и пространство Бога. Так художник показал, что только с верой, только в Церкви жизнь обретает смысл.
— Хотела бы я побывать в Троице-Сергиевой лавре, подняться на колокольню, посмотреть, что изменилось с тех пор, как Юон написал свою картину.
— Кое-что изменилось. Купола Успенского собора, например, теперь не белые, а синие — они поменяли цвет во время очередной реставрации в середине двадцатого века. Но главное осталось неизменным. Старинный монастырь по-прежнему даёт возможность подняться над суетой. Дарит душе чувство полёта, которое образно показал Константин Юон в своей картине «Купола и ласточки», одном из ярких шедевров Третьяковской галереи.
Мощь веры во Христа в красках Василия Сурикова
С Богом мы всегда побеждаем, что бы ни случилось!
Художнику Василию Сурикову в своей картине «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста» удалось показать силу и мощь веры во Христа.
— Добрый день! Покажите, пожалуйста, поближе репродукцию картины Василия Сурикова. Это типографская работа?
— Печать на холсте. Но в нашем салоне художник может выполнить копию маслом. Работу, которую вы попросили показать, часто заказывают, хотя она сложная по сюжету. Я даже её название никак запомнить не могу, столько в нём незнакомых имён.
— Да, название непростое. Полностью оно звучит так: «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». В этих словах кратко описано событие из библейской книги Деяний святых апостолов.
— А что это за событие? Хотелось бы узнать о нём подробнее.
— Пожалуйста, я могу рассказать. Главный герой картины Василия Сурикова — апостол Павел, находится под арестом по обвинению иудеев. Вот он, справа, в сером хитоне из грубой ткани, что-то говорит судьям, протянув руку вперед.
— А в чём его обвиняли?
— Иудеи считали, что проповеди апостола настраивают еврейский народ против его религиозного закона. Они поклялись убить Павла и непременно сделали бы это. Но он был гражданином Рима, и судить его мог только представитель римского императора в Иудее. Эту миссию выполнял упомянутый в названии картины проконсул Фест. Он держал Павла под стражей. Заключение не только лишало апостола свободы, но и спасало от мести иудеев.
— А где на картине проконсул Фест?
— В центре полотна, лицом к зрителю, в красно-белых одеждах, с золотой цепью на шее — символом римской власти.
— Как настороженно прислушивается Фест к словам Павла.
— Фест был язычником. Всё, что говорил апостол, звучало для него более чем странно. По речам Павла проконсул понимал, что перед ним человек умный и образованный, но не мог принять его слова о Воскресении Христа. Наверное, именно с таким выражением лица, как на картине Василия Сурикова, Фест сказал проповеднику: «Безумствуешь ты, Павел! Большая учёность доводит тебя до безумия!».
— А кто на полотне изображён на троне, с золотой диадемой на голове?
— Иудейский царь Агриппа. Он правил вместе со своей сестрой Вереникой, которую мы видим сидящей по левую руку от Феста.
— Красавица Вереника явно скучает. Видимо, ей не интересны богословские споры. А вот Агриппа настолько внимательно слушает Павла, что весь подался вперед.
— Агриппа воспринял разговор с апостолом, как словесный поединок. Фест пригласил царя на суд как эксперта. Сам проконсул считал христианство разновидностью иудейской веры, в которой тоже не разбирался. А еврейский монарх был знатоком библейских книг. И Василий Суриков показал, что в первую очередь к Агриппе Павел обращает свою речь. Фигуры иудейского монарха и христианского апостола — ключевые на этой картине.
— И как протекал их спор?
— Павел говорил настолько последовательно, убедительно и логично, что царю нечего было возразить. Он мог опровергать слова подсудимого, но не пророков, которых тот цитировал. А древние праведники свидетельствовали о Спасителе мира, которому надлежит быть Распятым и Воскреснуть. В ответ на пламенную проповедь апостола Агриппа лишь обронил иронично: «Ещё немного, и ты убедишь меня стать христианином»
— То есть, победа была за Павлом?
— Победил Спаситель, и не в споре, а в противостоянии злу. А Павел причастен к Его Победе, и тем силён. Василий Суриков сумел показать эту мощь в картине «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». Босой, в простой одежде, стоит христианин перед судьями. Но несомненная вера во Христа читается в его взгляде и жестах и преображает облик в образ победителя.
— Потрясающая картина! Я столько раз держала в руках её копию, а так бы хотелось увидеть оригинал!
— Думаю, это не составит особого труда! Полотно Василия Сурикова хранится в Третьяковской галерее.
Когда за дело берётся Господь. Яна Юревич
Часто бывает так: делает что-то человек, усердно делает, из сил выбивается, а результата нет. И требуется какой-то нечеловеческий рывок. Тогда за дело берётся Господь.
Несколько лет назад, в один из выходных дней февраля решили мы семьей куда-нибудь съездить. Жили мы тогда в Подмосковье и была у нас пара любимых мест. Одно из них мы коротко называли «Кладбище». В том месте и правда было кладбище, на его территории стоял красивый старинный храм, всё это располагалось на холме. Если же объехать кладбище и встать за ним, то с этого холма открывался восхитительный вид.
И мы решили провести вечер, любуясь этим видом. По дороге купили пиццу. Доехали до места, съели пиццу, пообщались, собрались ехать домой. А так как мы свернули с нашей дороги в сторону, нужно было развернуться. Сделать это можно было немного съехав с наезженного покрытия, ведущего вниз с холма. Летом в этом не было бы совершенно никакой проблемы. Но вот зимой... Дорога, ведущая вниз была покрыта даже не снегом. Она была покрыта практически голым льдом. И машина, под собственным весом, начала сползать вниз. Колеса прокручивались, им просто не за что было зацепиться. Машина спускалась все ниже и ниже. А внизу — тупик и все заметено снегом. От меня помощи никакой — я на пятом месяце беременности младшим сыном, старшему сыну — полтора года, тоже ничем не поможет, хорошо еще, что просто спал в машине, не плакал. Вокруг были дома, на холме и вокруг него располагалась небольшая деревенька, но все равно было безлюдно. Тем временем начало темнеть. Ситуация складывалась с одной стороны комичная, но с другой — довольно тревожная.
Вдруг внизу откуда-то появились люди. Увидели нас, начали помогать, толкать нашу машину наверх, подкладывать какие-то ветки под колеса, но ничего не помогало — машина была слишком тяжелой и продолжала спускаться все ниже и ниже.
Чуть погодя ровно на то место, где мы стояли вначале, приехал большой джип. Водитель джипа так же увидел нас, предложил прицепить трос к его машине и попробовать вытянуть нашу наверх. Так и сделали, но мощности джипа не хватило, и он сам чуть не присоединился к нам на ледяном склоне. Хорошо еще, водитель джипа вовремя заметил, что еще немного и тоже поползет по льду вниз, и остановился.
Что делать? Только молиться. Так и поступили. В той ситуации мы уже испробовали все. Наших сил явно не хватало. О чем мы и сказали Богу в молитве. И что же?
Буквально через несколько минут, неизвестно откуда приехал трактор. И совершил тот самый рывок, который был необходим, в два счета вытянув нашу тяжеленную машину наверх. Водитель трактора принял нашу благодарность, при этом отказавшись от оплаты своей помощи. Как внезапно появился, так внезапно и уехал. А мы стояли рядом с машиной на вершине холма, с которого началось наше «ледяное» приключение, и благодарили Бога за Его любовь и заботу о нас. Произошло то, что на первый взгляд выглядит совпадением, случайностью. Но у Бога случайностей не бывает.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение