До нашей московской аудитории доехал замечательный проповедник, или лучше сказать оратор, Ник Вуйчич – человек, который родился без рук и без ног. Его чудесная книга о жизни и опыте преодоления, казалось бы, непреодолимого – подбадривает многих инвалидов во всем мире. Да и не только инвалидов. Потому что многие люди, как ни странно, чувствуют себя ужасно несчастными. По разным причинам. А Ник – как бы это сказать – это крайняя степень физического несовершенства и совершенной силы духа. Поэтому люди рыдают от радости на его лекциях, когда в конце он падает на стол, на котором стоит, и ко всеобщему изумлению – поднимается без помощи конечностей и говорит: «Иногда в жизни вам кажется, что вы упали – и вам больше не подняться.»
Это состояние – упал и больше не подняться – знакомо многим из нас. Оно называется: отчаяние. Куда-то уходят наши – ЧАЯНИЯ, то есть упование на Бога, дающее надежду и радость - и без этих чаяний кажется - все. Мы говорим: у меня депрессия. У меня в жизни все очень беспросветно. Мы пытаемся лечить себя разными вещами: я иду на шоппинг-терапию. Пошла в магазин и купила всякого красивого или там – вкусного. Можно еще путешествовать, про это говорят: мне нужно поменять обстановку. Но, куда бы мы не поехали, и что бы себе не ни купили – свое уныние и представление о том, как мы несчастны, мы берем с собой и в магазин, и в самолет.
И как же полезно и даже как говорят в храме – душеспасительно – увидеть человека в инвалидной коляске с радостью в глазах… который делает много чего для других, потому что он считает себя счастливым и хочет поделиться собственным счастьем с другими. Менее счастливыми.
Может быть, это не самый удачный пример, но однажды в детстве я приехала в санаторий и сразу же заболела. Меня изолировали – то есть посадили в отдельный бокс. У меня не было книг, общения со сверстниками, телевизора. Время от пробуждения (медсестра принесла градусник, потом нянечка завтрак) но время сна тянулось мучительно медленно. И совсем нечем было занять мысли и руки. Тогда я увидела на подоконнике несколько рыжих муравьев. Они куда-то бежали. Я взяла свой сладкий чай и капнула муравьишкам. Им очень понравился мой чай, и они сломя голову помчались к заоконным товарищам – рассказать о своей удаче. Вернулись все вместе. Я сделала этой команде дорожку из чая, потом начала рисовать на подоконнике чайные узоры. По ним ходил паровозик из рыжих моих домашних питомцев, хоть как-то скрашивая мой досуг. Я выздоровела, попрощалась с муравьями и удивилась: как на воле все интересно и прекрасно! Эти муравьи остались так надолго в моей памяти – как пример того, что можно быть счастливым и занятым даже взаперти.
Мы все немного взаперти – как бы закрыты внутри себя. И все знаем, что счастье и несчастье – понятия относительные. Сугубо внутреннее. К счастью могут относиться и рыжие муравьи - и много еще чего… Насчет вашего личного этого «много чего» - пробелы заполните сами!..
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница