В Евангельском рассказе об исцелении слепорожденного ученики спрашивают «кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» и Господь отвечает «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Иоан.9:2,3) Ученики спрашивают «за что», Господь отвечает на вопрос «для чего».
Люди всегда пытаются понять смысл происходящего - и, особенно, смысл страдания. Они выстраивают простую аналогию - мы сами причиняем страдания другим, когда хотим наказать их. Злодея подвергают казни, потому что он ее заслужил. Детей наказывают, чтобы заставить их вести себя хорошо. Следовательно, страдания людей можно объяснить Божиим наказанием - Бог решил покарать виновных или вразумить бесчинных. Нельзя сказать, что это совсем неверно; пророки прямо объявляли страдания, постигавшие народ Божий, наказанием за грехи. Но это объяснение не универсально - по крайней мере, во многих случаях оно не годится.
Для современников Иисуса, в том числе для учеников, страдание слепорожденного - явный знак Божиего неблаговоления. Этот человек чем-то оскорбил Бога и наказан. Конечно, это вызывает определенную проблему - ведь он не ослеп после какого-то своего греха, а родился слепым. Может, согрешил не он, а его родители? Этот вопрос - «за что?» ставится до сих пор, и люди отвечают на него по-разному.
Вслушаемся в ответ Господа: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Иоан.9:3)
Слепота этого человека - не кара от Бога-карателя, а часть замысла Бога-промыслителя. Замысла, который намного, намного больше, чем все, о чем могли помыслить ученики. Они не могли знать, что эта история о слепорожденном будет веками читаться в церквях по всему миру, что сегодня она послужит нашему наставлению и спасению - их горизонт тогда был не очень велик. Мы живем почти два тысячелетия спустя, и наш горизонт, конечно, шире - мы знаем, как над этим событием размышляли Отцы Церкви и многие поколения христиан. Но он все равно гораздо уже того, что замыслил Бог.
Любой простой ответ - «этот человек слеп, потому что его родители согрешили тем-то» - был бы ошибочен потому что находится внутри того узкого горизонта, в котором мы задаем этот вопрос. Очень много событий, начиная с падения Адама, привели к этой слепоте. И очень много будущих событий, которые повлияют на жизнь множества людей, явились - и еще явятся - результатом того, что Господь исцелил этого человека.
Любое описание причин и последствий этой истории затронуло бы все уголки мироздания - потому что в рамках промысла все является единым целым.
Мы можем знать, что в рамках промысла Божия все события имеют свой смысл, все связано со всем, все вплетено в ткань истории спасения - но этот смысл просто не поместился бы в наших маленьких головах.
Поэтому для нас остается тайной, почему этот человек родился слепым. И нам не стоит строить предположений - «а вот за такие-то грехи». Мы не знаем того, чего мы не знаем, и нам лучше смириться с этим.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди