Часто приходится слышать, что в гимназиях дают не простое, а "классическое" образование. Но что это означает напрактике? Уклон в гуманитарные дисциплины или нечто иное? Об этом рассказывает директор московской классической гимназии при греко-латинском кабинете Елена Шичалина.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. У меня в гостях директор одной из лучших гимназий города Москвы – классической гимназии при греко-латинском кабинете, Елена Федоровна Шичалина. Здравствуйте, Елена Федоровна!
Е.Ф.Шичалина
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Ваша школа называется классическая гимназия, а что это такое? И что такое вообще классическое образование?
Е.Ф.Шичалина
— Классическое образование – это образование традиционное для России, которое было у нас до революции. Классическое образование в высших учебных заведениях было восстановлено в советское время, существовали кафедры классической филологии Московского университета, кафедра древних языков исторического факультета. Но, форма гимназии как таковая начала возрождаться в 1990-е годы, в частности наша инициатива греко-латинского кабинета была по воссозданию традиционного для России учебного заведения.
С.Бакалеева
— А сейчас есть еще классические гимназии кроме вашей?
Е.Ф.Шичалина
— Классическая гимназия как таковая есть в Петербурге замечательного уровня, но она государственная и построена немножко на других принципах, она скорее проводит традицию немецкого классического образования, школа не православная, и поэтому немножко другой аспект. Наверное, есть и другие классические гимназии, но, насколько я знаю, древнегреческий язык в таком объеме, только в нашей гимназии преподается.
С.Бакалеева
— А древнегреческий – это обязательная часть такого образования?
Е.Ф.Шичалина
— Древнегреческий и латинский – это обязательная основа классического образования, к которому обязательно добавляется еще и блок математики, и естественных дисциплин, современные языки, ну, и конечно, тот цикл, который в себя включает закон Божий и предметы с ним связанные, как-то, церковное пение, например. Классическая гимназия наша предполагает именно такое изучение древних языков, которое к концу курса, ну а именно к девятому классу предполагает чтение подлинных авторов, таких, как Ксенофонт, Платон, Цицерон, Цезарь, поэты – Вергилий, Гораций, чтение духовных текстов.
С.Бакалеева
— Изучение античных авторов, не противоречит ли православному воспитанию, которое ваша школа тоже дает?
Е.Ф.Шичалина
— Вы знаете, то, что не противоречит – это безусловно, достаточно вспомнить, что наши вселенские учители – Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, в чью честь был наш храм открыт, во имя этих трех святителей, они же учились в Афинах, они учились на тех самых образцах, которые мы даем детям. Я должна сказать, что если мы возьмем русскую литературу, то, наверное, и здесь, совсем не все тексты будут подходить для православного воспитания. Это можно говорить о любой литературе, любых текстах. Но ведь вопрос не в том, чтобы уберечь детей от чего-то, что все равно попадет к ним в руки, или попадет под глаза. Вопрос в том, как сформировать их отношение к тому, что они читают, или видят.
С.Бакалеева
— А вы что-то по программе из литературе обычной, общеобразовательной выбрасываете по этому признаку, вот по этому критерию, что это не нужно детям?
Е.Ф.Шичалина
— Обычно я сторонница того, чтобы не изучать в православной школе, в классической гимназии в частности, сочинение Булгакова «Мастер и Маргарита». Это сочинение очень, с одной стороны, безусловно гениально талантливо, очень серьезное. С другой стороны, мне кажется оно порочным по своей сути. Объяснить это детям в возрасте, когда они еще… даже заканчивают гимназию, мне кажется, рано. Поэтому, можно ограничиться другими сочинениями, я просто привожу конкретный пример,
С.Бакалеева
— Но в целом, Вы предполагаете, что дети должны сами сделать выбор с помощью учителя, да?
Е.Ф.Шичалина
— Конечно, дети делают выбор и с помощью учителя, и с помощью родителей, ну, главным образом, конечно, с помощью тех, кто им преподает. И, в данном случае, любое образование, в особенности классическое, оно основано на выборе материала. Собственно говоря, специфика нашей школы заключается в том, что мы стараемся преподавать детям на классических замечательных образцах, на которых вся Европа учила всегда своих детей. На Гомере, на Данте, на французских классических авторах – Мольер, Лафонтен, на Байроне, если взять англичан. Это, на самом деле, их не так много, не так много сочинений в мировой литературе, о которых можно сказать, что без них нельзя, так сказать, сформировать культурного человека. А есть целый ряд сочинений маргинального характера, которые дети могут прочитать сами, могу не прочитать, и уже на своем сформированном, так сказать, отношении к вопросу, они сделают правильные выводы.
С.Бакалеева
— То есть, дело не в том, чтобы оградить их, а научить делать выбор, правильно я понимаю?
Е.Ф.Шичалина
— Безусловно, оградить вообще ни от чего нельзя, я в этом абсолютно уверена. Очень многие родители расстраиваются глубоко, когда их дети в возрасте пятого-шестого класса вдруг начинают какие-то слова нехорошие употреблять, или начинают интересоваться вещами, которые с точки зрения родителей совершенно невозможны с обликом их ангелоподобного ребенка. Ребенок живой, он растет, он воспринимает действительность вокруг себя в ее полном объеме, и должен воспринимать в полном объеме. А мы взрослые, педагоги в первую очередь, и родители, не знаю, кто раньше, и те и другие, равным образом, как мне кажется, должны все время четко указывать, что хорошо, что плохо и почему.
С.Бакалеева
— Неужели действительно классика помогает делать этот самый выбор, ведь современный мир настолько, на мой взгляд, далек от классики, каким образом это происходит?
Е.Ф.Шичалина
— Он далек от классики только потому, что людям не приходит в голову обращаться к древним текстам и читать их. Когда же мы их читаем, то оказывается, что нет ничего более актуального, чем рассуждения Цицерона об обязанностях, например, или того же самого Платона, или Аристотеля. Ведь люди были очень мудрые, у них было очень много времени для того, чтобы осмыслять, что они писали, они не спешили. И восприятие этих мыслей, оно помогает воспринимать мир таким, как он есть, они…
С.Бакалеева
— То есть, дети выходя за ваши стены, не чувствуют противоречия, что вот в школе было одно, одни выходят и совершенно видят другой мир?
Е.Ф.Шичалина
— Вы знаете, то, что меня немножко волнует, то, что меня расстраивает, и не может не расстраивать, как и всех, они часто испытывают тоску, когда они уходят из школы. Они испытывают тоску по тем разговорам, которые были в школе, по той серьезности отношения к вопросу, который был…
С.Бакалеева
— Не хватает глубины, да?
Е.Ф.Шичалина
— Да, некоторые уходят из высших учебных заведений, потому что они не удовлетворены тем, как строится учебный процесс. Некоторые, слава Богу, находят себя сразу и попадают в хорошие руки и тогда действительно себя полностью реализуют, есть и такие, конечно. Но, многие не могут найти общего языка со своими сверстниками, потому что интерес на уровне журналов, модных групп и прочего, оказывается для них не слишком интересен, не слишком плодотворен. Они хотят большего. Вот здесь сложно, потому что приходится, ну мы с радостью работаем с выпускниками, с ними много беседуем, они обращаются к нам, приходят в школу, некоторые преподают.
С.Бакалеева
— Поддерживают ли отношения они друг с другом?
Е.Ф.Шичалина
— Друг с другом поддерживают.
С.Бакалеева
— Может быть в этом выход?
Е.Ф.Шичалина
— И в этом есть выход, безусловно. Конечно, хотя разные годы, выпуски, они же ведь оказываются разного возраста и оказываются в разных пластах что ли временных, но тем не менее, наверное надо этим заниматься еще больше и еще раньше, начиная уже с пятого класса объяснять детям и показывать, как строить свою жизнь таким образом, чтобы она была интересная и полноценная. Чем можно заниматься помимо своей непосредственной специальности. И я обращаю внимание на такую тоже вещь, которая очень пугает, расстраивает, вот, дети очень часто не видят ничего вокруг себя, это очень трудно, обратить их взор на то, что вокруг них есть – природа, люди, что все люди нуждаются постоянно во внимании других людей.
С.Бакалеева
— Этого нет у них в природе, этому нужно научить?
Е.Ф.Шичалина
— Наверное, в природе у всех все есть, но все это надо развивать и все это надо показывать и объяснять, нужно объяснять какие-то предельно простые вещи. И наверное, в этом собственно воспитание и так сказать… Когда Вы говорите о православном воспитании, то здесь, пожалуй, ключ к такому формированию ребенка заключается в том, что православие прежде всего, во-первых, обращает нашу душу к любви, то есть, убирает из нее все элементы агрессии, в каком бы то ни было направлении. А с другой стороны, дает нам возможность некоторых ограничений в нашей жизни сознательных, которые невероятно важны в особенности в детском возрасте. В нашей школе для детей пост соблюдается почти условно, детям нужно пить молоко, им нужно хорошо питаться, они занимаются. То есть, это идет на уровне отказа только от мясных продуктов.
С.Бакалеева
— Но это практикуется, такой пост?
Е.Ф.Шичалина
— Это практикуется, безусловно, и я знаю детей, которые постятся очень серьезно и очень глубоко, но это их право, это их дело, я говорю о позиции школы. Но даже вот этот небольшой ограничительный момент, в особенности, если он поддерживается дома – это невероятно воспитывающий момент, потому что он воспитывает прежде всего терпение, терпимость, учит владеть собой, а Цицерон еще говорил, что самое сложное – это управлять самим собой. И именно в этом и состоит, собственно говоря, воспитание.
С.Бакалеева
— Мало где и мало в чем еще можно потерпеть в нашем мире, и никто не предлагает себя в чем-то ограничивать, наоборот, все предложения свои выполнить желания.
Е.Ф.Шичалина
— Меня в общем поражает то, что в основном сейчас люди занимаются, ну так, по моим наблюдениям, раньше мы стремились как-то себя как можно больше реализовать в своей специальности, например, в своей профессии. Сейчас я сталкиваюсь с тем, что очень многие молодые люди, которым предлагаешь работу, прежде всего выясняют сколько это будет занимать времени, останется ли у них время, как они говорят, на что-то другое. Это конечно верно, оно безусловно нужно всем время, но как-то… вот не видишь этой полной отдачи своему делу, потому что люди все время хотят отдыхать и развлекаться, отдыхать и развлекаться, а в общем-то, отдых, он прежде всего, на мой взгляд, в смене деятельности. Вот, когда люди увлекаются чем-то помимо своей работы, то это всегда дает очень хорошие результаты.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Елена Федоровна. У меня в гостях была Елена Федоровна Шичалина - директор классической гимназии при греко-латинском кабинете. Всего хорошего, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Уравнение. Наталия Лангаммер
«Ну, почему нужно перестраиваться из ряда в ряд так медленно? Чего ты плетешься?» — возмущалась я за рулем в адрес попутной машины, которая мне мешала.
И тут в голове всплыло слово «уравнение». Недавно мои очередные размышления, почему судить людей нельзя, нашли ответ в одном слове: «уравнение»
Причем, оно не решаемое. Состоит практически полностью из неизвестных. Каких?
Смотрите. На примере того же нерасторопного водителя.
Что я знаю? Что он едет медленно. А почему?
1. Он может не считать, что едет медленно. Полагать, что двигается осторожно.
2. У человека может болеть или кружиться голова. Может быть высокое или низкое давление.
3. В машине может ехать пассажир, которому страшно или которого укачивает.
4. Водитель может быть расстроен, убит горем.
5. Он может не спешить, так как сильно заранее выехал. А может не хотеть ехать туда, где ждут проблемы, неприятный разговор, трудное решение.
6. Машина может быть неисправна.
7. А может он вспоминает и проживает снова недавнее свидание с любимой и в хорошем расположении слушает медленную романтическую музыку.
8. Или говорит по телефону со старенькой мамой. Нельзя за рулем по телефону, но как маме отказать?
Стоит дальше продолжать этот список предположений. Он бесконечен! Ведь каждый из пунктов можно расширить до огромной истории. Истории человеческой души, которую нам не дано знать.
«Уравнение» — слово, которое теперь помогает мне не только удержаться от осуждения, оно помогает перестать хотеть судить. Все, что я знаю про этого водителя в соседней машине — это то, что мне лично он мешает в данной полосе. Ну, перестроюсь в другую. Помоги и ему, и мне Господь!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Исидор и Ида Штраус
Исидор и Ида Штраус родились и умерли в один день. Американский бизнесмен и благотворитель прожил вместе со своей верной и преданной супругой больше сорока лет. Они вели скромный образ жизни, не стремясь к публичности и славе. Мир узнал о них и их любви, после трагедии на корабле «Титаник», с которой имена супругов Штраус навсегда остались связаны.
Молодые люди встретились в 1861 году в городке Талбот американского штата Джорджия, куда их семьи иммигрировали из Германии. У юноши и девушки оказалось много общего. Оба любили лошадей, увлекались литературой. Оказалось, что даже дни рождения они отмечают вместе — 6 февраля. Правда, с разницей в 4 года. Разделяло их лишь положение в обществе. Семья Иды была очень состоятельной, в то время как Исидор был всего-навсего сыном мелкого небогатого лавочника. Он даже на наследство не мог претендовать, поскольку был младшим братом в семье. Молодые люди очень быстро поняли, что любят друг друга. И вскоре Штраус попросил у родителей Иды её руки. Как и следовало ожидать, жених без капитала не вызвал у них одобрения. Исидор получил отказ. Ида со слезами умоляла отца и мать изменить решение. И они, наконец, смягчились. Жениху поставили условие: помолвка должна длиться три года. За это время станет ясно, серьёзные ли у юноши намерения, действительно ли он любит свою избранницу и не за богатством ли её гонится. Исидор и Ида согласились — они были готовы ждать друг друга.
И дождались. Обвенчались. Со временем у Штраусов родился первенец — сын Джесси. А когда Ида ждала второго ребёнка, Исидор решил уехать из Талбота. Супруги мечтали о большой семье, им хотелось иметь много детей. А их нужно обеспечивать. У Исидора была задумка открыть большой собственный магазин. Провинциальный городок не подходил для реализации такого плана. Родным и друзьям Штраусов идея отъезда показалась безрассудной. Но Ида поддержала супруга. В 1876 году семья отправилась в Нью-Йорк.
Поначалу на новом месте пришлось нелегко. На свет появился второй малыш. Исидор устроился продавцом в крупный универмаг. Ровно половину каждой его зарплаты супруги откладывали на будущий магазин. За несколько лет семья Штраусов выросла — Ида родила ещё пятерых детей. Такая большая семья жила в маленькой съёмной квартирке. Но бытовые тяжести не огорчали супругов. Позже Штраусы будут вспоминать эти годы как самые счастливые в их жизни.
В 1896 году Штраус стал владельцем огромного универмага «Мэйсис» на 34-й улице. «Всё это смогло осуществиться только благодаря тебе. Твоё терпение, доброта и поддержка сотворили чудо», — писал Исидор своей жене.
Шли годы. Штраусы уже нянчили внуков. Занимались благотворительностью, путешествовали. Зиму 1912 года Исидор и Ида провели в Европе. Вернуться в Америку супруги решили на чудо-корабле, который все называли непотопляемым. Новейший трансатлантический лайнер «Титаник» отправлялся в свой первый рейс...
Есть фотография, на которой счастливые, улыбающиеся супруги Штраус запечатлены на палубе «Титаника» пред отплытием. А через несколько дней случится катастрофа, которая войдёт в историю. А вместе с нею войдут в историю Исидор и Ида Штраус, и их безграничная любовь друг к другу. Например, в знаменитой картине Джеймса Кэмерона «Титаник» Штраусы показаны утешающими друг друга в момент гибели лайнера, когда их каюта заполняется водой.
Как только стало очевидно, что корабль пойдёт ко дну, пассажиров стали эвакуировать. Однако шлюпок на борту оказалось гораздо меньше, чем требовалось. Капитан принял решение: сажать в них только женщин и детей. Нос «Титаника» уже наполовину погрузился в океан, когда Исидор, наконец, уговорил жену занять место в спасательной лодке. Но когда был отдан приказ спускать шлюпку на воду, Ида не выдержала. Она попросила матросов помочь ей снова сойти на палубу. «Я не оставлю мужа. Мы всегда были вместе, куда он, туда и я», — сказала она. Последний раз супругов видели стоящими на верхней палубе тонущего корабля. Они крепко обнимали друг друга и слушали, как музыканты «Титаника» играют христианский гимн «Ближе к Тебе, Господь».
На кладбище Вудлон в пригороде Нью-Йорка устроен мемориал в честь Исидора и Иды Штраус. Памятник выполнен в виде корабля. «Даже глубоким водам не под силу ни погасить любовь, ни утопить», — написано на нём.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
20 апреля. О Христе
В 9-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицом Божиим».
О Христе, — епископ Черняховский и Славский Николай.