"Что мы знаем о Тихоне Задонском?" Светлый вечер с игуменом Петром (Мещериновым) (25.08.2015)

Светлый вечер - игум. Петр (Мещеринов) (эфир 25.08.2015) Часть 1
Поделиться
Светлый вечер - игум. Петр (Мещеринов) (эфир 25.08.2015) Часть 2
Поделиться

игум. Петр МещериновУ нас в гостях был настоятель церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» подворья Московского Данилова монастыря в селе Долматово.
Наша встреча состоялась накануне дня памяти Святителя Тихона Задонского. Мы говорили о роли этого святого в истории Русской Православной Церкви.

Ведущие: Константин Мацан, Алексей Пичугин

А. Пичугин

Дорогие слушатели радио «Вера», здравствуйте! Мы начинаем очередную программу нашу ежедневную, ежевечернюю. Она, собственно, так и называется: «Светлый вечер». Здесь, в этой студии, Константин Мацан…

К. Мацан

Добрый вечер!

А. Пичугин

И Алексей Пичугин. И повод для нашей сегодняшней беседы такой — 26 августа, то есть, завтра, это Преставление в 1783 году. И второе — обретение мощей святителя Тихона Задонского. Тихон Задонский — епископ Воронежский, прославлен в лике святых как чудотворец. И в гостях у нас сегодня в нашей программе игумен Петр Мещеринов, настоятель Знаменского храма в селе Долматово, Домодедовский район Московской области. А Знаменский храм в селе Долматово в подворье Московского Свято-Данилова монастыря. Отец Петр, здравствуйте!

Игумен П. Мещеринов

Добрый вечер!

К. Мацан

Мне кажется, мы сегодня говорим о необычном святом, потому что если внутри церковной ограды фигура Тихона Задонского как минимум на слуху и изучена в той или иной степени, то в пространстве светском, общекультурном, наверно, это имя намного менее на слуху, если сравнивать его с Сергием Радонежским, с Серафимом Саровским.

А. Пичугин

У жителей Липецкой и Воронежской областей, наверно, на слуху, а вот как-то за пределами региона…

К. Мацан

Для них это национальный герой. Отец Петр, а вы как человек, который изучал труды и жизнь Тихона Задонского, что это за святой?

А. Пичугин

Кем был этот человек?

Игумен П. Мещеринов

Это необыкновенный, на самом деле, человек, прошедший все ступени, можно сказать, церковной карьеры с самых низов, потому что он происходил из очень бедной семьи деревенского псаломщика. Родился он в 1724 году в одной из деревень Валдайского уезда Новгородской губернии. И был одним из многих детей в семье бедного псаломщика. Псаломщик — это тот, который читает в церкви.

А. Пичугин

Как получилось, что сын бедного псаломщика… Это же XVIII век. В XVIII веке сыну псаломщика подняться, выйти из духовного сословия, а подняться тем более до таких высот, как поднялся Тихон, а тогда Тимофей, если я не ошибаюсь…

Игумен П. Мещеринов

Да, Тимофей.

А. Пичугин

… в общем, очень сложно. Тем более, что выйти из сословной России, из пределов своего сословия, очень сложно.

Игумен П. Мещеринов

А он не вышел из пределов своего сословия.

А. Пичугин

Из пределов не вышел, но сумел стать архиереем как минимум.

Игумен П. Мещеринов

Да. И в том, как он становился архиереем, явно усматривается промысел Божий. Потому что там не без чудес обошлось. Вообще, из его детства известна история, что его мать от чудовищной бедности семьи хотела отдать Тимофея в учебу к богатому ямщику из соседнего села. И, когда она уже повела мальчика в это самое соседнее село, старший брат Тимофея встал перед матерью на колени и умолял ее не отдавать в другое сословие, скажем так, ямщическое. И брат сказал: «Лучше я сам пойду по миру, а не отдам ямщику. Давайте, матушка, выучим его грамоте, тогда он может определиться в пономари или дьячки, то есть, тоже помогать при церкви».

К. Мацан

Я бы вот так спросил. Есть святые, у которых есть своего рода такая визитная карточка… простите за, может быть, такое газетное выражение… Князь Владимир сразу рождает ассоциацию с Крещением Руси…

Игумен П. Мещеринов

Да, креститель.

К. Мацан

А уже упомянутый Сергий Радонежский — это, конечно, Троице-Сергиева Лавра.

Игумен П. Мещеринов

Угу.

К. Мацан

Андрей Рублев — это, безусловно, иконы, иконопись и Троица. А какой была бы, если так можно выразиться, визитная карточка Тихона Задонского?

Игумен П. Мещеринов

Это интересный вопрос. Я думаю, что его визитной карточкой была бы сокровенная внутренняя жизнь во Христе.

К. Мацан

Что-то, что внешне не видно.

Игумен П. Мещеринов

То, что внешне не видно. За эту, например, его особенно любил и ценил больше других, может быть, святых святитель Феофан Затворник и постоянно указывал на святителя Тихона как на образец этой внутренней жизни во Христе.

А. Пичугин

А насколько святитель Тихон был человеком своего времени для XVIII века?

Игумен П. Мещеринов

Я думаю, несомненно, конечно, был человеком своего времени.

А. Пичугин

Я бы, может быть, скорее, спросил не просто «человеком своего времени»… естественно, он — гражданин Российской Империи…

Игумен П. Мещеринов

Подданный…

А. Пичугин

Да, извините, конечно, подданный… Насколько он был именно в русле богословского сознания того времени?

Игумен П. Мещеринов

Я думаю, что вполне был. Но это выводит нас на какие-то более, может быть, общие вещи. Потому что вообще нужно заметить, что XVIII век в истории Русской Церкви еще у нас, на мой взгляд, недоизучен и недооценен. Мы видим в XXI веке расцвет и святости, начиная от Серафима Саровского, оптинские старцы, святители Филарет, Феофан, Игнатий, расцвет учености русской академической. А в XVIII веке всего этого еще не было. Святых канонизированных в XVIII веке мало. Из самых известных это святитель Димитрий Ростовский, как раз, Тихон Задонский.

А. Пичугин

Тут, может быть, стоит еще говорить в том ключе, что наши слушатели должны знать Тихона Задонского хотя бы потому, что, по некоторым сведениям, он стал прообразом старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Как-то многие считают, что старец Зосима — это… его прообразом стал кто-то из оптинских старцев, кто-то еще на кого-то показывает. Но все таки, скорее всего, это был святитель Тихон Задонский.

Игумен П. Мещеринов

Да, и, кстати говоря, это интересно отметить, что наибольшее, что ли, почитание, любовь к святителю Тихону была в XXI веке.

К. Мацан

Говорят, что это был чуть ли не любимый святой Достоевского, собственно, поэтому он его и (нрзб) в образе Зосимы.

Игумен П. Мещеринов

Да, да. Не только Достоевского. Потому что даже сам процесс канонизации в императорской России был очень сложным. Мы видим, что за синодальный период канонизировано очень мало святых. Даже то, что святителя Тихона канонизировали в 1861 году, как раз говорит о том, что народная любовь была к нему очень велика.

К. Мацан

А вот если смотреть на образ старца Зосимы, через которого, в общем-то, все мы так или иначе имеем возможность, может быть, опосредованно, но все таки прикоснуться к более далекой, более сложной фигуре Тихона Задонского… Если вы помните роман «Братья Карамазовы», как вам кажется, какие черты старца Зосимы важно для себя отметить, чтобы составить себе такой первичный портрет святителя Тихона Задонского?

Игумен П. Мещеринов

Я бы две отметил. Это — милосердие старца Зосимы. Его всеобъемлющее такое милование всех к нему приходящих. И духовную свободу. Несомненно, и то, и другое качество в высшей мере были присущи святителю Тихону.

К. Мацан

Вы говорите о таких вещах вправду трудно верифицируемых внешне. Вы на каком основании так об этом судите?

Игумен П. Мещеринов

На основании биографии святителя Тихона. Когда он оставил кафедру, на кафедре он пробыл несколько лет всего, оставшуюся жизнь он прожил в Задонском монастыре. Это Елец, да?

А. Пичугин

Пригород Ельца. Город Задонск.

Игумен П. Мещеринов

Недалеко от Ельца, да. И люди, которые к нему приходили и обращались к нему со своими духовными нуждами, отмечали как раз именно эти черты его духовного облика.

К. Мацан

В одной из ваших статей, отец Петр, я прочитал очень интересную вещь, которая меня, честно говоря, удивила. В этой статье, это, если я не ошибаюсь, был доклад на конференции, имя Тихона Задонского соседствовало с именем лютеранского богослова Иоанна Арндта. И вы говорили о том, что святитель Тихон интересовался трудами этого лютеранского, то есть, протестантского богослова и даже написал свою книгу с таким же названием, как у Иоанна богослова, «Об истинном христианстве». Это был не перевод, а, скорее, размышление над, такое переложение, переосмысление.

Игумен П. Мещеринов

Да. Даже не переложение, а самостоятельный труд, но с тем же названием. Конечно, одушевленный.

К. Мацан

Для обывателя, на самом деле, это может показаться шокирующим. Потому что великий, признанный, православный святой черпал вдохновение в трудах протестантского богослова.

А. Пичугин

Какое-то принижение авторитета протестантского богослова.

К. Мацан

Я говорю о том, что это может показаться удивительным. А что там было на самом деле? Расскажите об этом, отец Петр.

Игумен П. Мещеринов

Это тоже большая тема. Удивительным это стало в наше время. В XVIII-XXI веке ничего  удивительного в этом не было. Потому что…

А. Пичугин

Арндта читали все.

Игумен П. Мещеринов

Во-первых, Арндта читали все. А во-вторых, не было такого предубеждения против инославия, которое развилось в последний предреволюционный период. И…

А. Пичугин

Автоматически перешло к нам.

Игумен П. Мещеринов

Да, мы продолжаем эту традицию.

А. Пичугин

Просто, мне кажется, это тогда было нормальным хотя бы потому, что большинство архиереев того времени были выходцы из западной части Российской Империи…

 

Игумен П. Мещеринов

Нет, это не так.

А. Пичугин

…И имели классическое европейское образование, нет?

Игумен П. Мещеринов

Образование имели. Нужно сказать, что это опять выводит нас на какие-то общие темы…

К. Мацан

Ну, это хорошо…

Игумен П. Мещеринов

Да…Оценки синодального периода русской церкви…Тут нужно сказать, что мы, верующие люди, знаем, что Господь ведет свою Церковь Сам. И неусыпно над нею бдит. И что любой период церковной жизни так или иначе является благословением Божиим, заданием Божиим для нас и каким-то этапом раскрытия тех или иных сторон той церковной жизни, которая потенциально имеется. И в синодальный период… Многие его ругают за неканоническое устроение внешней церковной жизни… Лично я являюсь большим поклонником синодального периода…

К. Мацан

Вот это да!

Игумен П. Мещеринов

Да.

А. Пичугин

А чего ты удивляешься?

К. Мацан

Именно потому, что я — наследник той традиции, что, в принципе, принято считать, что в синодальный период Церковь была несвободна, все было плохо. А потом возродили патриаршество и все заколосилось.

А. Пичугин

А я тоже раньше так считал, а теперь, скорее, согласен с отцом Петром.

Игумен П. Мещеринов

Тут нужно смотреть на факты.

А. Пичугин

Да.

Игумен П. Мещеринов

Дело в том, что, если мы возьмем период, скажем, начала XX века, когда функционировали четыре духовные академии в Церкви, когда уровень русской церковной учености уже приближался к европейскому, когда славились на всю, во всяком случае, Россию, а то и шире, Оптина Пустынь, Симонова Пустынь. Когда имя Преподобного Серафима уже высоко почиталось…

А. Пичугин

Это с одной стороны. А с другой стороны, мы читаем книги пресвитера Георгия Шавельского… Это я слушателям расскажу. Последний протопресвитер Российской армии и флота перед революцией. Он прожил очень долгую жизнь за границей в эмиграции и оставил очень интересные воспоминания о реальном состоянии дел в Империи, в Церкви.

Игумен П. Мещеринов

Последние ее годы.

А. Пичугин

Последние ее годы он не очень лестно оценивает.

Игумен П. Мещеринов

Не очень лестно, да. Но я подчеркну, что в последние годы и сам он даже в некоторых местах своих этих двух книг… одна называется «Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота», а другая… я не помню точно…

А. Пичугин

«Россия накануне…»

Игумен П. Мещеринов

Да. И он там говорит, что как раз он подчеркивает, что это последние десятилетия, последние десять-двадцать лет, потому что раньше другие условия жизни Церкви были совсем. Если брать историческую перспективу, то мы видим, что на самом деле очень бурно развивалась по всем параметрам даже внешней жизни: это и приходские стороны, и приходские школы, и церковная ученость, и монастырская жизнь. Достаточно вспомнить в 1909 году съезд монашествующих всей России. То есть, Церковь процветала.

А. Пичугин

У нас как раз недавно, буквально на днях, была программа, где мы сравнивали деятельность Победоносцева и Толстова на посту обер-прокурора Святейшего Синода.

К. Мацан

Игумен Петр Мещеринов, настоятель Знаменского храма в селе Долматово подворья Данилова монастыря, сегодня в гостях в программе «Светлый вечер». Отец Петр, закончим маленький разговор про синодальный период. Вы сказали, что вы его поклонник, а я его…

А. Пичугин

Да, и Костю это очень задело.

К. Мацан

Нет, меня не задело, меня это заинтересовало. Я как не-историк спрошу: вы говорите о достоинствах синодального периода. А эти достоинства, эти качества… их не стало, когда ввели патриаршество? Какие именно факторы в Церкви в синодальный период определяют то, что вы — его поклонник? Что было такого именно в синодальном периоде и с чем это было связано?

А. Пичугин

Да, это важно даже в связи с нашей темой. Потому что Тихон Задонский — это яркий представитель синодального периода…

Игумен П. Мещеринов

…С одной стороны. А с другой стороны, все-таки, он не вписался в, скажем, мейнстрим и ушел на покой через несколько лет епископского служения. Это тоже нельзя сбрасывать со счета. Что касается синодального периода, то, конечно, он был невозможен без тесного симбиоза Церкви и Империи.

К. Мацан

Давайте мы скажем, что это период, который начался при Петре I, когда упразднили патриаршество и Церковью фактически руководил Святейший Синод как коллегиальный орган, который был подотчетен, подконтролен Государству.

А. Пичугин

Государю.

К. Мацан

Да. Государю.

А. Пичугин

«Руководил» — это тоже, наверно, громко сказано, потому что все-таки епархиальные архиереи решали более важные задачи, чем Синод. И Синод не был подотчетен, например, правящему архиерею Петербуржской, Московской митрополии.

Игумен П. Мещеринов

В любом случае, это была церковно-государственная структура. Внешняя. Внешнего церковного управления. И поэтому, разумеется, когда прекратила свое существование Российская Империя, тогда и уже не могла существовать синодальная система управления Церковью.

К. Мацан

А к достоинствам этой эпохи что вы относите?

Игумен П. Мещеринов

К достоинствам этой эпохи прежде всего нужно отнести, конечно, церковное просвещение. Это настолько значимая величина, что тут даже можно ей ограничиться. Упорядочивание церковной жизни. Тогда все упорядочивалось — «Табель о рангах» была, так сказать, всеобъемлющей парадигмой жизни Империи. Ну, и главным образом, конечно, просвещение, насаждение буквально с самого Петра пошло церковной грамотности и образования архиереев и так далее.

К. Мацан

И тут мы возвращаемся…

А. Пичугин

Да, давайте вернемся…

К. Мацан

К Арндту. Если вы сказали, что в то время, когда жил святитель Тихон Задонский, его читали все…

Игумен П. Мещеринов

Середина XVIII века.

К. Мацан

…То почему, грубо говоря, именно наш сегодняшний герой так ярко и так живо среагировал на то, что читали итак все.

Игумен П. Мещеринов

Нужно тогда дать слушателям понятие о том, что это за книга.

К. Мацан

Давайте обязательно это сделаем.

А. Пичугин

Вот она перед вами лежит.

Игумен П. Мещеринов

Да. Она передо мной лежит. И здесь, кстати говоря,  в предисловии — это последнее русское издание 1906 года — как раз цитата из святителя Тихона Задонского. Он писал одному из своих адресатов, советовал «после Библии прочитывать Арндта, а в прочие книги, как в гости, прогуливаться». Мы видим, насколько высоко он ставил эту книгу. Иоганн Арндт родился в 1555 году в Германии, хотел стать врачом, но после того, как с ним произошло некое такое событие — он купался в Рейне и стал тонуть, и почти чудесным образом спасся, то есть, его уже вытащили почти бездыханного из воды — он решил посвятить себя богословию, учился в нескольких университетах и последовательно проходил те или иные церковные должности, естественно, Лютеранской церкви. Но при этом Иоганн Арндт был приверженцем внутреннего христианского благочестия.

К. Мацан

А что это такое?

Игумен П. Мещеринов

Сейчас объясню. В ту эпоху заканчивались догматические церковные споры внутри Лютеранской церкви, которые закончились подписанием так называемой «формулы согласия», это один из главных вероучительных документов лютеранства. И, собственно говоря, догматическим спорам были посвящены все силы Лютеранской церкви. А благочестие, жизнь во Христе оставалась как-то на втором плане. И, собственно говоря, Иоганн Арндт в своей книге «Об истинном христианстве» восстановил права благочестия. То есть, молитвы, покаяния, обращения души к Богу. Он писал, что чистое учение, естественно, нужно соблюдать, но оно ни к чему человека… никакой пользы не окажет человеку, если он не будет жить жизнью Христовой. То есть, следовать за Христом, исполнять Его заповеди. И в этом Арндт такой мост, что ли, перебрасывает во все предыдущие эпохи: эпоху неразделенной Церкви… Кстати говоря, он очень почитал и хорошо знал творения святых отцов. В частности, чуть ли не наизусть знал духовные беседы Макария Великого. Близко к тексту, во всяком случае, их цитировал. И так далее. Это, можно сказать, святоотеческая, исконно церковная струя была внесена им в жизнь Лютеранской церкви. И так получилось, что это оказалось очень востребованным. И его книга «Об истинном христианстве», его главная книга, стала на протяжение двухсот лет, современным языком выражаясь, бестселлером Европы. В бесчисленных количествах она издавалась. В 1735 году будущий архиерей Псковский Симон Тодорский, находясь в городе Галле на учебе, как это говорится…

А. Пичугин

Ну, да…

К. Мацан

На стажировке. (Смеется.)

Игумен П. Мещеринов

…Перевел эту книгу на русский, ну, тогда такой славянский еще язык. И вот с 1735 года идет традиция постоянных переводов…

А. Пичугин

Высоким штилем.

Игумен П. Мещеринов

Да. Кстати, хорошо перевел. На русский язык. Вышло потом издание, выходило и в XVIII веке несколько его изданий, и в XXI веке было три или четыре издания. И, мало того, еще где-то в 80-х годах XXI века книгой Арндта «Об истинном христианстве» награждались семинаристы, успешно закончившие курс. То есть, это было поощрением для семинариста. Так что можно сказать, что она вошла в жизнь Русской церкви очень плотно.

К. Мацан

А что, получается, в Русской церкви ничего на эту тему не писали, что пришлось обратиться к протестантскому богослову?

Игумен П. Мещеринов

А вот это интересный вопрос. На самом деле вправду не писали. Потому что равнозначная замена такого рода литературе появилась только уже в последней трети XXI века, когда святители Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов писали свои назидательные аскетические сочинения.

К. Мацан

Но их во многом воспринимают как наследников Тихона Задонского. Последователей, может быть, идейных учеников.

Игумен П. Мещеринов

Во всяком случае, Феофан Затворник точно, ну, да, и святитель Игнатий, конечно, тоже. Но факт тот, что… кстати, святитель Игнатий Брянчанинов об этом где-то писал, что нет православной литературы духовно-назидательной. То есть, выходили сборники проповедей и этим дело ограничивалось. Поэтому книга Арндта действительно одной из основных воспитательных книг для начинающих христиан, даже можно так сказать.

А. Пичугин

А почему русское богословие в то время так не развивалось активно?

Игумен П. Мещеринов

Я думаю, что оно аккумулировало себе силы.

А. Пичугин

А оно вообще начинало ли когда-то развиваться? Я помню, где-то я слышал такую… не статистику… такие данные были приведены, что за 70 лет советской власти отечественная богословская наука отстала от европейской больше, чем на 100 лет.

Игумен П. Мещеринов

Дело в том, что если сравнивать богословскую именно науку с русской, то мы увидим, что она всегда была в режиме, что ли, последования Европе.

А. Пичугин

Причем, в таком случае, мы под отечественной богословской наукой, наверное, подразумеваем не только российскую, но и вообще православную. Потому что у нас всегда были…

Игумен П. Мещеринов

Ну, нет. Греков надо отдельно.

А. Пичугин

Греков отдельно, да?

Игумен П. Мещеринов

Конечно, у них это на достаточном уровне развито.

К. Мацан

Коллеги-богословы, я вас немножко отвлеку и верну вас к нашему герою сегодняшнему.

Игумен П. Мещеринов

Лениво к нему периодически возвращаемся.

(Общий смех)

К. Мацан

Не лениво, я к нему с энтузиазмом возвращаюсь. Мы сказали о том, что святитель Тихон написал свой труд с тем же названием «Об истинном христианстве». И это не перевод и не переложение. А что же это тогда было? И какая связь с трудом Арндта там идейная прослеживается?

Игумен П. Мещеринов

Арндт писал довольно свободно. То есть, нельзя сказать, что его книга — это такая… хотя, у него и чувствуется, что это писал немец, разумеется, но это не такой продуманный всесторонне трактат. Арндта иногда как бы уносило в какие-то созерцания, размышления о бренности мира, скажем, и так далее. И я думаю, что именно это более всего вдохновляло святителя Тихона, потому что его книга «Об истинном христианстве» — это, можно сказать, такой созерцательный дневник человека, размышляющего о жизни во Христе. И с Арндтом здесь их роднит то, что Арндт все явления мира воспринимал, как говорится, эмблематически. То есть, он видел в каждом природном явлении некую эмблему, некий символ, который человеку помогает возвышаться к мыслям о Боге и о духовной жизни. Вот именно это воспринял святитель Тихон. Собственно, даже не перевод и не подражание, а дух и такой метод, скажем, писания, метод, что ли, молитвенного созерцания отразился в его книге «Об истинном христианстве».

К. Мацан

А если мы говорим о том, что Арндт по-своему выступал таким проповедником, популяризатором, можно так сказать, идеи личного благочестия, не догматических споров, не догматики в Церкви, а «Человек живет со Христом как? Как ежедневно человеку жить со Христом?»

Игумен П. Мещеринов

Да.

К. Мацан

И это воспринимает святитель Тихон, эту же тему. И называет этот трактат «Об истинном христианстве». Что в таком случае выступает антитезой, христианством неистинным? То есть, почему понадобилось утверждать некое истинное христианство, хотя, казалось бы, личная жизнь во Христе — это основа основ и «It goes without saying», как сказали бы англичане.

Игумен П. Мещеринов

Да. Антитезой выступает формальное христианство. Даже не… Причем, ни Арндт, ни святитель Тихон не касаются, скажем, обрядовой стороны Церкви. И никогда у них нет какой-то критики или какого-то недовольства этой внешней стороной церковной жизни. А антитеза — именно формальный подход, восприятие христианства. Когда человек живет внешним, когда он не подражает Христу в своей жизни, против этого, можно сказать, направлена и та, и другая книга.

К. Мацан

Получается, что эта интенция совпала у русского православного епископа и будущего святого…

Игумен П. Мещеринов

С лютеранским епископом…

К. Мацан

С лютеранским епископом? И я повторюсь: это ни в коем случае не принижает кого-то из этой пары. Но это по-прежнему удивительно. Потому что мы привыкли, что есть чистота веры, а получается, мы куда-то обращаемся еще. С точки зрения ведь формальной, грубо говоря, если я правильно понимаю (если неправильно, вы меня поправьте) для православного человека лютеранин — еретик. Или я тут слишком огрубляю и это не так?

Игумен П. Мещеринов

Если грубо говорить, то да, для многих православных, может быть, для большинства…

А. Пичугин

А для кого-то они — братья во Христе.

Игумен П. Мещеринов

…все, кто не православные, являются еретиками.

А. Пичугин

А для кого-то они — братья во Христе.

Игумен П. Мещеринов

Да.

К. Мацан

Есть какое-то, скажем так, единственно правильное мнение догматически или церковно… я сейчас, может быть, не то слово употребляю, но… То есть, понятное дело, еретик не значит плохой, которому надо сразу дать в глаз, но если мы говорим на уровне учения…

Игумен П. Мещеринов

На уровне учения, мне кажется, здесь надо придерживаться формальной стороны и принять во внимание, что и римо-католики, и лютеране соборно не осуждены. Вернее, так: ни римо-католицизм, ни лютеранство соборно не осуждены Православной церковью как душепагубная ересь. Скажем, как арианство, как несторианство и так далее. Такого нет. Поэтому те православные, которые…

А. Пичугин

Выбрасывают тарелки после совместного обеда с католиками…

Игумен П. Мещеринов

Ну, что-нибудь в этом роде… Которые как-то очень сильно обращают на это внимание, должны отдать себе отчет, что это их личное мнение, а вовсе не мнение Церкви.

А. Пичугин

Друзья, напомним, что игумен Петр Мещеринов, настоятель Знаменского храма в селе Долматово, это Домодедовский район Московской области, а Знаменский храм в подворье Московского Свято-Данилова монастыря. Так вот, отец Петр проводит вместе с нами этот светлый вечер. Здесь Константин Мацан и Алексей Пичугин. И через несколько мгновений мы вновь вернемся в эту студию.

К. Мацан

Игумен Петр Мещеринов, настоятель Знаменского храма в селе Долматово подворья Данилова монастыря сегодня в гостях в программе «Светлый вечер» на радио «Вера». В студии Алексей Пичугин и Константин Мацан. Мы снова приветствуем вас. Мы продолжаем сегодня в преддверии дня памяти святителя Тихона Задонского говорить об этой фигуре, о его богословии, о его опыте и о том, чем он нам сегодняшним важен и актуален. Отец Петр, если будущему святому, а в то время, видимо, епископу Православной церкви пришлось искать вдохновение в трудах лютеранского пастора, значит, что-то, какая-то ниша была, какая-то лакуна была вокруг него, которую надо было заполнить, и он почувствовал это. Я имею ввиду, Тихон Задонский почувствовал, что тут чего-то не хватает и можно почерпнуть что-то у лютеранского епископа. Что это было?

Игумен П. Мещеринов

Мы уже сказали об этом, коснулись этого отчасти. Недостаток вот такой духовно-назидательной литературы. И сам святитель Тихон, кстати, пытался в своих трудах именно это восполнить. Поэтому это было для его времени, в некотором смысле, уникальным явлением, его труды. Поэтому они были так популярны, так любимы.

К. Мацан

В вашей статье — это была расшифровка доклада — такая фраза есть: «Православная дидактика характеризуется повышенной трезвенностью, особой осторожностью в духовной жизни. Это имеет и оборотную сторону. Личные поиски Бога оказываются под сомнением и подозрением». Я так понимаю, что это отрывок относится к описанию той церковной реальности, в которой жил, собственно, святитель Тихон Задонский. Вы могли бы это расшифровать?

Игумен П. Мещеринов

Да. Это, мне кажется, и есть тот самый формальный подход, антитезой которому выступают обе книги Арндта и Святителя Тихона «Об истинном христианстве». Потому что настоящее православие, когда жизнь сочетается с учением, действительно счастливым образом сочетаются эти две стороны: религиозный и личный опыт и опыт Церкви, опыт многих поколений церковных людей, прошедших путем следования за Христом.

К. Мацан

Давайте просто расшифруем. «Есть личный религиозный опыт», — вы говорите, — «и опыт Церкви». Что такое «опыт Церкви»? Это участие в обрядах, богослужениях, в общих молитвах, неиндивидуальных? Как эти вещи различаются? Где водораздел?

Игумен П. Мещеринов

Нет, это несколько другое. Опыт Церкви, я имею ввиду здесь, скорее, скажем так, святоотеческое наследие. То есть, фиксация того внутреннего опыта, которым жили святые отцы, которых почитает вся Церковь, и на который мы опираемся как на некий критерий, чтобы узнать правильна ли наша духовная жизнь или нет. Здесь именно это имеется ввиду. Еще раз хочу подчеркнуть: обрядовая сторона в данном случае не является сколько-нибудь определяющей, поэтому ни Иоганн Арндт, ни святитель Тихон ее особо не касались. Они ее принимали как должное, увещевали и тот, и другой, будучи пастырями церкви, как полагается употреблять эти внешние церковные средства, но все внимание они обращали именно на внутреннюю жизнь во Христе, на внутреннее состояние души, ее следование за Христом, исполнение ею заповедей Божиих.

А. Пичугин

Вы знаете, я бы хотел от богословия вернуться немного к административным вещам. Все-таки мы упомянули, что святитель Тихон был архиереем, занимал Воронежскую кафедру, а Воронежская кафедра — это не то, что нынче Воронежская область, это еще и Курская, и Орловская, и какие-то Донские (нрзб.)…

Игумен П. Мещеринов

Да, это была огромная кафедра.

А. Пичугин

…Земли войска Донского. Тут, в общем, простиралась она в степные дали. Это были места, где очень много было, как бы мы сейчас сказали, раскольников, старообрядцев, каких-то сектантов. Эта степь была их пристанищем. И с этим приходилось как-то бороться или не бороться святителю Тихону. Ему приходилось… Я знаю, что он вообще первый в своей епархии отменил телесные наказания для священнослужителей, добился отмены. То есть, он был даже на кафедре достаточно совсем недолгое время… Сколько, кстати, он читал?

Игумен П. Мещеринов

Четыре года.

А. Пичугин

Четыре года всего, да? …Был таким реформатором. Можно про это чуть подробнее? Каким он был архиереем?

Игумен П. Мещеринов

Реформатором, мне кажется..

А. Пичугин

Реформатором — не реформатором, но…

Игумен П. Мещеринов

Гуманистом, может быть, скорее.

(Смеются.)

Игумен П. Мещеринов

В расхожем понимании этого слова.

А. Пичугин

Хорошо, да, пусть так.

Игумен П. Мещеринов

Да, и, кстати говоря, тогда со старообрядчеством боролись достаточно жестко. Святитель Тихон не хотел применять к ним каких-то жестких мер, считая, что убеждением нужно здесь действовать и добрым примером своей жизни. Он пытался искоренять языческие обычаи. В частности, известно, как он на Масленицу пришел, вошел прямо в беснующуюся толпу и увещевал людей, чтобы они эти дни, приготовляющие по уставу Церкви нас к Великому Посту, проводили достойно христианам, а не в каком-то буйстве невообразимом. Он пытался бороться с повальным пьянством, которое, к сожалению…

А. Пичугин

Да, было.

Игумен П. Мещеринов

Да, было тогда. Это вызвало большое неудовольствие продавцов горячительных напитков.

К. Мацан

Ну, еще бы. Кого сухой закон-то порадует.

А. Пичугин

То есть, он очень много имел препятствий со стороны как светских лиц, так и духовенства в своих этих начинаниях. Собственно, это и вынудило его подать прошение о причислении на покой.

К. Мацан

Вы сказали о том, что он не вписался в систему как епископ. Просто я почему на это обращаю внимание? Потому что, когда я читал его биографию, мне показалось, что, может быть, это про другое. Про то, что человек хотел уединенности, молитвы, внутреннего делания вынудили заниматься административными послушаниями как епископа.

Игумен П. Мещеринов

Это с одной стороны. Несомненно, это было его каким-то его основным личным внутренним строением. Но как человек очень ответственный он хотел исполнять свое служение, скажем, максималистски, если хотите.

К. Мацан

Мы-то обычно воспринимаем человека, перенося светские шаблоны на церковную иерархию, что человека назначили епископом и он должен радоваться, все, теперь власть почет и уважение. А человек берет и намеренно, грубо говоря, от высокого статуса отказываться, чтобы сидеть в своей келье и молиться.

Игумен П. Мещеринов

И молиться, да.

К. Мацан

И такое поведение на разрыв шаблона на самом деле.

Игумен П. Мещеринов

Да, да. Это тоже очень характерно и важно. И как-то привлекает сердца, что человек, скажем, внутренний свой мир, внутреннее свое устремление ставит даже отчасти и выше общественного служения в том случае, когда видит, что этому общественному служению разные препятствия (нрзб)

А. Пичугин

Это как если губернатор написал прошение об отставке и после этого пошел работать в поле сам. На тракторе пашет, сеет.

Игумен П. Мещеринов

Да. Допустим, губернатор, которому ставили палки в колеса все, кто только может. И внутри, и совне. И тогда будет аналогия полная.

К. Мацан

Я, если можно, вернусь к теме личного опыта, который во многом святителя Тихона заставил оставить кафедру и уйти туда, где он мог бы себя посвящать молитвенному деланию. В принципе, даже мой скромный церковный опыт показывает, что в Церкви очень насторожено мы призваны относиться к личным внутренним ощущениям. Что я имею ввиду? Например, я помню в жизни свое первое соборование Великим Постом, я тогда был студентом, и на меня это произвело какое-то небывалое впечатление. Я не мог и до сих пор не могу словами это выразить, но это было что-то очень сильное. И я этим делился с одним человеком, со своим наставником, духовному опыту которого я доверяю, он мне очень так по-отечески сказал: «Только смотри, чтобы у тебя сейчас не начался период мистицизма». И вправду, есть такой афоризм о том, что «если ты видишь своего брата, молящегося и воспаряющего к Небесам, возьми его за ногу и опусти на землю». И это некий такой афоризм, подтверждающий, что надо внимательно, осторожно относиться к ощущениям, чтобы — как это в церковном языке называется — «не впасть в прелесть». Потому что ощущения близки к эмоциям, а эмоции — это не то, на чем мы строим отношения с Богом. Как принято считать? Что отношения с Богом человека измеряются духовным состоянием. Отец Петр, что вы об этом по-пасторски думаете? Где эта грань между ощущениями и духовным состоянием? Что такое это духовное состояние?

Игумен П. Мещеринов

Здесь как раз вы произнесли ключевое слово «грань». Потому что грань эту можно перейти как с той, так и с другой стороны. И, как вы из меня уже цитату прочитали, что действительно православие, призывая к трезвенности, иногда дает нежелательный повод к тому, чтобы эта грань как бы и с другой стороны переходилась. То есть, когда человек вообще не дает в себе действовать духовным движениям сердца, боясь и считая их прелестью и так далее. А это неправильно.

К. Мацан

То есть, это родилось, я так понимаю, неслучайно.

Игумен П. Мещеринов

Нет, я не говорю о том, что это лишено оснований. Несомненно, здесь должна быть большая трезвенность. И действительно далеко не всем внутренним ощущениям надо верить. Но в конце концов Священное Писание и опыт Церкви дают нам определенный ряд признаков, по которым мы можем сказать, с Богом мы или нет. Это прежде всего состояние неосуждения, когда у человека нет внутренней потребности осуждать других людей. Это внутренний мир сердца. Это некое, как писал святитель Феофан Затворник, такое тяготение к Богу, которое, как Феофан же Затворник и писал, обязательно должно свидетельствоваться чувством богообщения. Тогда, когда человек чувствует, ощущает, что он Божий и что Бог — это его Бог. Естественно, эти чувства благоговейны, они еще называются страхом Божьим, и неслучайно здесь это слово употреблено. И когда это чувство в своей должной мере, то оно само не дает человеку как бы купиться на какие-то именно эмоции, потому что эти чувства относятся не к эмоциональной сфере, а именно к самым глубинам души. И Феофан Затворник пишет, что это и является критерием христианской жизни. Если в человеке есть чувство это, есть чувство связи с Богом, есть мир Божий в его сердце, который свидетельствуется делами. Можно взять Евангелие и посмотреть, проистекает ли из нас, скажем так, исполнение Христовых заповедей, стремимся ли мы к этому или же, наоборот, мы с точки зрения этого зеркала заповедей поступаем наоборот. То есть, осуждаем, злимся и так далее. И по этим духовным чувствам человек судит о том, как, собственно, его духовная жизнь проходит. Если это чувство богообщения умоляется или исчезает, тогда человек начинает бить тревогу, смотреть, что он такого сделал, что он такого допустил, что благодать Божия ушла из его сердца. И, наоборот, если он видит, как в беседе Серафима Саровского с Мотовиловым, что преподобный Серафим советовал Мотовилову смотреть, что делает больший прибыток духа, и то употреблять. Потому что люди все разные. И, конечно, если мы будем под предлогом такой строгой трезвенности отрицать в себе это, бояться в себе этого, не видеть в себе этого, то тогда мы будем в опасности пропустить это семя духовной жизни в нас, не увидеть его, не понять. И скатимся в формализм и рутину или в какие-то другие вещи, которые ничуть не лучше, чем те, когда человек что-то там себе навоображает. Так что здесь именно с обеих сторон опасность.

А. Пичугин

Игумен Петр Мещеринов, настоятель Знаменского храма в селе Долматово, это подворье Московского Свято-Данилова монастыря, вместе с нами проводит «Светлый вечер». Здесь также Константин Мацан и Алексей Пичугин.

К. Мацан

Отец Петр, мы сегодня уже поговорили про лютеранского богослова Арндта. Вы нам до эфира сказали, что вы сейчас очень много изучаете именно ранних протестантских богословов, много времени проводите в библиотеках Германии, занимаясь работой исследователя. Почему именно этот период вас заинтересовал, в чем ваш интерес? И что это за период, какие это года? Какие это фигуры?

Игумен П. Мещеринов

Фигуры всем известны: Лютер, Кальвин из самых начинателей реформации. Годы — это первая треть XVI века. Возникновение протестантизма. А условия… Почему это интересно для нас? Потому что имеет многие параллели, как мне представляется, с нашей жизнью. Тогда менялась полностью общественная и культурная парадигма. И протестантизм возник не… Опять же, уже вначале говорили, что если бы историю Церкви рассматривать не просто как конгломерат каких-то случайностей, а как попечение Божие своей Церкви, как задание Божие всем христианам, то с этой точки зрения появление протестантизма неслучайно, а как раз интересно увидеть, какое задание Бог поставил перед нами. Мне представляется, что оттолкнувшись от действительно весьма плачевного состояния Римской церкви того времени, протестантизм обратил внимание на то, что не реализовалось к тому времени западной Церковью, а именно как раз личное богообщение, которое ставилось во главу угла, и ответственность человека за свою жизнь во Христе.

А. Пичугин

Можно дурацкий вопрос задать?

Игумен П. Мещеринов

Можно, конечно.

А. Пичугин

Какая протестантская деноминация ближе всего к Православию?

Игумен П. Мещеринов

Лютеранство.

А. Пичугин

Лютеранство.

К. Мацан

А почему ты это считаешь глупым вопросом?

А. Пичугин

Не знаю, мне, почему-то кажется, что…

Игумен П. Мещеринов

По-моему, очень хороший вопрос…

А. Пичугин

Хорошо, спасибо!

Игумен П. Мещеринов

Дело в том, что Лютер вообще не собирался ничего реформировать. То есть, новую Церковь какую-то строить. У него так вышло в силу огромного количества, огромного сцепления всяких обстоятельств. Он был одушевлен ревностью исправить те недостатки в жизни западной Церкви, которые он видел и с которыми его совесть христианина и монаха, кстати говоря, не могла мириться. А затем уже сама логика истории не только церковной, но и светской, и культурной, уже повлекла к каким-то структурным вещам. Допустим, швейцарская реформация — Цвингли или Кальвин — там были другие основания: больше политики, больше какой-то гражданственности. А Лютер исходил из каких-то назревших церковных проблем. И реформация, надо сказать, оказала большое положительное влияние на саму Латинскую церковь. Потому что уже после реформации не было ни таких пап, как Александр Борджиа, ни таких безобразий, которые подвигли многих на присоединение к реформации. То есть здесь процесс очень интересный в истории Церкви.

К. Мацан

И чем это актуально нам сегодня?

А. Пичугин

Актуально что?

К. Мацан

Те процессы, которые описал отец Петр… Ваш же интерес не только сугубо исторический? То есть вы на какие-то вопросы внутри себя отвечаете ведь?

Игумен П. Мещеринов

Смотрите, мы говорили в начале передачи о синодальном периоде, о том, почему он кончился. Потому что исчезла империя.

А. Пичугин

Но были предпосылки к возникновению нового Синода — Высшее церковное управление, Церковный Совет.

Игумен П. Мещеринов

Это другой вопрос. Просто само по себе, что эти внешние подпорки для Церкви в виде христианской империи, мы видим по факту, что Господь их отменил в начале XX века. Они исчезли все: Австро-Венгерская, Германская, Русская и даже совершенно инорелигиозная Османская империя. То есть, империи кончились.

К. Мацан

Британская осталась.

А. Пичугин

Британская просуществовала еще какое-то время.

Игумен П. Мещеринов

До конца Второй мировой войны.

А. Пичугин

Ну, почему: 60-е годы — конец колониальной все-таки.

Игумен П. Мещеринов

Ну, да.

А. Пичугин

В основном, такое знаковое событие — это независимость Индии.

Игумен П. Мещеринов

Ну, да, да, да.

А. Пичугин

Пусть она и сейчас есть — Британская империя, но все-таки это другой разговор.

Игумен П. Мещеринов

Содружество.

А. Пичугин

Да.

Игумен П. Мещеринов

Опять же, если рассматривать историю как продолжение Библии, как продолжение попечения Бога о человеческом роде и Церкви в частности, то интересный вопрос — какое задание Бог дает христианам, убирая эти подпорки? Потому что, несомненно — и по синодальному периоду мы видим — действительно, очень плодотворное и тесное сотрудничество Церкви и империи. И, в основном, благое сотрудничество. Что бы кто ни говорил об этом. А сейчас совсем другие условия, сейчас Церкви предоставлена самостоятельность. А что значит «самостоятельность»?

А. Пичугин

А такого никогда не было…

Игумен П. Мещеринов

Такого никогда не было.

А. Пичугин

И не очень понятно, как ей распоряжаться.

Игумен П. Мещеринов

В том-то все и дело. И что значит «самостоятельность Церкви»? Что такое Церковь? Церковь — это каждый из нас, каждый из христиан. Это личности христиане. И как раз мне представляется, что ранний протестантизм, обращая внимание на… как бы несколько сместив акценты и главный акцент поставив на христианской личности, как раз может дать нам повод…

А. Пичугин

С одной стороны, христианская личность, а с другой стороны вообще, наверно, христоцентричность. Можем ли мы представить себе христоцентричность как то, к чему надо стремиться? Без внешних наслоений и факторов.

Игумен П. Мещеринов

Вы знаете, это такой… Что значит «внешние наслоения и факторы»? Это довольно, мне представляется…

А. Пичугин

Абстрактные?

Игумен П. Мещеринов

Во-первых, абстрактный, а во-вторых, опасный путь, с которым, кстати говоря, столкнулась ранняя реформация. Потому что, если взять крестьянские войны Томаса Мюнцера, они же пошли именно этим путем. Что раз все внутри, значит ничего внешнего не нужно, от чего и сам Лютер ужаснулся. И, собственно, был вынужден именно после этих крестьянских войн какую-то структуру (нрзб.).

К. Мацан

А «ничего внешнего не нужно» — что имелось ввиду?

Игумен П. Мещеринов

А имелось ввиду: обряды, церкви не нужны.

К. Мацан

Я бы так спросил: а этот идеал личного богообщения, который есть, который нашел наш сегодняшний герой, святитель Тихон Задонский, в трудах лютеранского богослова Арндта, это и вправду такая вещь, которая — повторяю сегодня это выражение — была такой «визитной карточкой» протестантизма, да? Акцент на личном богообщении. И обычно — я сейчас намеренно говорю с позиций такого обывателя — как разделяют Православие и протестантизм? Вот, значит, протестанты все лишнее убрали, оставили главное, а в Православии до сих пор, уже много веков — это я сейчас намеренно стереотип высказываю — столько наслоений внешних: обряды, облачения, много-много всего, правил, канонов… А на самом деле, как говорят скептики, «едино есть на потребу» и вот он — идеал Арндта. Но это же, наверное, не очень верное представление? Это внешнее, что есть в Православии, тоже ведь к какой-то пользе ведет?

А. Пичугин

Это был такой архиерей — прости, что я за отца Петра тут два слова вставляю, свои пять копеек — в начале XX века, в 20-е годы, Антонин Грановский, который примерно также рассуждал, в том же ключе.

Игумен П. Мещеринов

В том-то все и дело, что и Арндт, и святитель Тихон Задонский, как мы уже и говорили с вами, нисколько не покушались на достоинства и важность внешней стороны церковной жизни. Они лишь призывали к тому, чтобы она одушевлялась внутренней жизнью во Христе. Потому что, если есть эта самая внутренняя жизнь во Христе, тогда и во внешней церковной жизни все встает на свои места. Тогда человеку не кажется, что те обряды и внешние чины, которые содержит Церковь, не кажутся чем-то излишним или надуманным. Нет, всему находится свое место.

А. Пичугин

У нас остается совсем немного времени, поэтому давайте в конце программы попытаемся порассуждать, чем для современных православных христиан XXI века важен святитель Тихон Задонский?

Игумен П. Мещеринов

Тут нужно сказать, что, конечно, в наше время чтение трудов святителя Тихона представляет (такая тавтология получилась) некоторые затруднения. Потому что они написаны на языке XVIII века. И читать их действительно тяжело современному человеку. И, может быть, даже был бы смысл какие-то выжимки издавать из его творений. И тогда, вникая в эти сочинения, мы бы увидели христианскую душу, главным качеством которой было, как мне кажется, честность перед самим собой, честность перед Богом. Даже его уход с кафедры свидетельствовал о том, что это поступок человека, который трезво отдает себе отчет в том, что приоритеты, которые он имеет во внутренней жизни во Христе, и то, что у него не вполне получается внешне, требуют, чтобы он избрал жизнь во Христе. То есть он не стал как-то себя обманывать, не стал лукавить перед самим собой, а ушел с кафедры. И такая внутренняя его честность и напряженное искание смысла Христова во всем, конечно, для любого человека, и для современного, и для несовременного, мне кажется, представляют большую ценность. Другое дело, что это не может никогда быть массовым явлением. Так что тут нельзя сказать, что Тихон Задонский станет каким-то суперпопулярным героем.

К. Мацан

Так пессимистично?

Игумен П. Мещеринов

Массовым явлением, конечно, не может быть. Христос сам говорит: «Не бойся, малое стадо». Тут никуда не деться от этого.

К. Мацан

К вопросу я все таки вернусь, завершая разговор, может быть даже, об актуальности нашего сегодняшнего героя для современного человека, тут упор на личный опыт. Мне кажется, что вопрос некоего такого давления внешних форм и то, что человек как бы принимает некое это давление на себя, актуален, может быть, как и для нецерковных людей, которые видят, что в церкви везде очереди, нужно прийти, в очередь туда постоять, в очередь сюда постоять. Со стороны кажется, что это хождение по кругу каких-то обрядов. И это человека может от Церкви как-то…

А. Пичугин

Оттолкнуть…

К. Мацан

…Оттолкнуть или как минимум не заинтересовать. Но эта же проблема во многом стоит и для человека церковного, который уже много лет в Церкви, может быть, и в какой-то момент — наверняка, у вас были такие случаи, отец Петр, как у пастыря — приходит и говорит: «Не могу. Чувствую, что все по кругу. Все одно и то же, а…»

Игумен П. Мещеринов

Я об этом писал даже.

К. Мацан

«…А сердце молчит». Что вы как пастырь такому человеку отвечаете?

Игумен П. Мещеринов

Это одна из главных проблем, я считаю, нашей церковной жизни — отсутствие такой педагогики для выросших христиан. Потому что действительно Церковь в качестве общей дидактики содержит норму воцерковления. И правда, люди ходят по этому кругу воцерковления многие годы. А вот возрастание во Христе, в церковной жизни, в углублении в нее пока не проработана у нас тут, если хотите, методология какая-то.

К. Мацан

А мне вот кажется, что это проблема вечная для каждого человека в любую эпоху, который пытается жить по Евангелию и так или иначе оказывается в Церкви. И — не знаю, может, сейчас глупость спрошу — а что, в эпоху Тихона Задонского было проще эту проблему решать? Мне кажется, она перед любым человеком стоит всегда. Что есть внешние важные факторы и очень легко к ним привыкнуть и считать, что это и есть твоя христианская жизнь. И намного сложнее себе каждый день напоминать, что ты ходишь перед Богом каждую секунду. Для этого же какие-то силы нужны. А может быть, даже в чем-то самоотречение.

Игумен П. Мещеринов

Мне трудно сравнивать. Хотя в Книге Экклезиаста говорится, что нет ничего нового под солнцем. И, может быть, в вопросах отношения человеческой души и Бога это так и есть, но внешняя жизнь очень изменилась. Потому что все-таки такой массовой культуры, массовости как принципа жизни, не было. И как раз мне представляется, что Господь и дает задание Церкви… Одно из заданий Божьих Церкви заключается в том, чтобы начать это учитывать. Потому что здесь должна быть другая педагогика. Потому что все же… Даже вот я, занимаясь этими ранними протестантами, вижу, что они этим вопросом занимались и это было более или менее массовым. Даже книга Арндта «Об истинном христианстве», ее колоссальный успех на протяжении двухсот лет, свидетельствовало о том, что это действительно был бестселлер для Европы и России тоже. Что такого рода литература все-таки более или менее массово читалась и большое количество людей могли почерпать из нее какое-то научение. А сейчас что-то другое нужно. Мы как раз и живем в очень интересное время, когда на нашем поколении, на нас с вами нащупываются эти пути.

А. Пичугин

Спасибо большое, друзья! Время нашей программы закончено. Напомню, что игумен Петр Мещеринов, настоятель Знаменского храма в селе Долматово, это подворье столичного Свято-Данилова монастыря, был сегодня в гостях в программе «Светлый вечер». Для вас также работали Константин Мацан…

К. Мацан

До свидания!

А. Пичугин

И Алексей Пичугин. Будьте здоровы!

Игумен П. Мещеринов

Всего доброго!

К. Мацан

«Светлый вечер» на радио «Вера»

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 оценок, в среднем: 4,33 из 5)
Загрузка...