Несмотря на будний день, Гордищенская суконная фабрика в Богородском уезде Московской губернии была закрыта. В кабинете хозяина двое молодых людей сосредоточенно переворачивали содержимое огромного сейфа. Со стороны могло показаться, что здесь орудуют грабители, и если бы не белый день и настежь открытые окна, красноречиво говорящие о том, что эти двое вовсе не желают утаить своих действий, соседи наверняка позвали бы околоточного. Однако это были отнюдь не воры, а совсем наоборот – новые законные владельцы фабрики, сыновья и наследники недавно почившего хозяина – Иван и Дмитрий Четвериковы.
В отцовском сейфе они рассчитывали найти деньги, на которые смогли бы продолжать семейное дело. Но, трижды пересмотрев содержимое несгораемого шкафа, Четвериковы не обнаружили там ничего, кроме кипы кредитных бумаг. В наследство братьям достались сплошные долги.
Но молодые люди не опустили руки. Тщательно всё обдумав, Иван и Дмитрий пришли к выводу, что корнем коммерческих неудач отца было неправильное отношение к своим работникам. Действительно, условия труда на Городищенской фабрике оставляли желать гораздо лучшего. Работа шла в две смены, по двенадцать часов каждая. Чтобы больше заработать, люди часто подряжались на весь двадцатичетырёхчасовой рабочий день, и, падая от усталости, на следующее утро, когда на их место заступали другие, ложились спать прямо под станками. Начальством это не возбранялось, как не возбранялся и детский труд. Восьмилетний ребёнок работал в цеху наравне со взрослыми. Братья Четвериковы решили кардинально изменить такое положение вещей.
Прежде всего, они значительно сократили рабочий день, подняв при этом заработную плату. Детский труд категорически запретили, отправив несовершеннолетних из душного цеха в ремесленное училище, которое специально открыли для них при фабрике. Основали небольшой фабричный городок с комфортными бесплатными общежитиями и бесплатной же амбулаторией. Словом, сделали всё, чтобы их работники почувствовали себя нужными и защищёнными. Прибыль, которую вскоре начала приносить едва не обанкротившаяся фабрика, была лучшим свидетельством благодарности рабочих своим новым хозяевам за их внимание и неравнодушное отношение.
Один из братьев, Дмитрий, поселился вместе с семьёй неподалёку от фабрики, в селе Тимофеевка. Его младшей дочери Наташе был необходим свежий воздух: в шесть лет девочка заболела туберкулёзом костей, и не могла передвигаться самостоятельно. Лучшие европейские светила медицины осматривали больного ребенка, и единогласно констатировали: ходить Наташа не сможет.
Супруги Четвериковы приняли болезнь дочери без ропота. Но это испытание оказалось не единственным. Вскоре тяжёлым и неизлечимым недугом заболела жена Дмитрия Ивановича, Александра Александровна. А через два года скоропостижно скончался сам Дмитрий Четвериков.
Александра Александровна стойко переносила невзгоды, веря, что на всё есть Божья Воля. Но понимала, что и ей уже остается недолго жить, и не думать о будущем больной дочери, конечно же, не могла. Волновало её и то, что Наташа, увы, далеко не единственный ребёнок, пострадавший от этой тяжёлой болезни. В тысяча девятьсот девятом году Александра Четверикова обратилась в Московскую городскую думу с письмом: «Желая прийти на помощь малоимущему населению Москвы, страдающему туберкулезом, я жертвую капитал в сто тысяч рублей для устройства больницы…». В тысяча девятьсот двенадцатом году в Сокольническом парке был торжественно заложен фундамент первого в Москве туберкулёзного санатория. А уже в марте следующего года учреждение открыло свои двери для пациентов.
В санатории было всё необходимое для комфортного проживания больных: электричество, отопление, прачечная, столовая. И, конечно же, самое современное медицинское оборудование, включая и дорогостоящий рентгеновский аппарат. Больше половины мест в санатории были бесплатными, так что бедняки могли теперь лечиться у самых высококлассных специалистов.
Здание выстояло в годы революции, пережило две Мировые войны, и по сей день служит москвичам – сегодня там располагается детская больница, в которой помнят о добром сердце женщины, сто лет назад давшей людям с тяжёлой болезнью шанс на жизнь.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди