Чердынь – старейший город на Урале. Его первое упоминание в письменных источниках относится к середине 15 века. Как долго город существовал до этого, точно не известно. Но не вызывает сомнений, что жизнь в этих местах кипела уже очень давно.
Клады, которые находят в окрестностях Чердыни, содержат самые неожиданные предметы. Например, откуда-то здесь – на севере Пермского края – взялись персидские серебряные блюда 7 века. Но если вспомнить, как высоко в древности ценились меха, привозимые с Севера, такие находки не кажутся фантастикой. Чердынь стоит на семи холмах над рекой Колвой, Колва впадает в Вишеру, Вишера – в Каму, а оттуда и до Каспийского моря рукою подать.
В средневековье Чердынь была одним из центров страны, которую европейские географы называли Биармия, а русские – Пермь Великая. Эта страна была населена коми-зырянами, коми-пермяками и манси. Её главные сокровища – пушной зверь и серебро. Первыми из русских пришли сюда новгородцы. Во второй половине 15 века Пермь Великая вошла в состав Московского государства. А Чердынь стала очагом христианского просвещения в языческом крае.
В современной Чердыни с населением всего в пять тысяч человек жизнь идёт тихо, неспешно и по порядку. Но напоминания о бурной истории расположены тут повсюду. Практически из любой точки видна гора Полюд, возвышающаяся над таежной равниной. По легенде Полюдом звали богатыря, разжигавшего сигнальный костёр, чтобы предупредить чердынцев о приближении неприятельских войск. Многое помнят православные храмы города.
Чердынский кремль, возвышавшийся над крутым берегом Колвы, не сохранился до наших дней. Но рядом с местом, где проходили укрепления, стоит Успенская церковь. Когда-то она была главным храмом женского монастыря. Поблизости от церкви – часовня во имя Нерукотворного Образа Спасителя. Под часовней нашли покой 85 чердынских воинов. В 1547 году они ценой своих жизней остановили набег Ногайской Орды в сражении на льду реки Вишеры. На памятной плите участники событий пятисотлетней давности перечислены поименно. Здесь же икона с изображением святых покровителей каждого из этих воинов.
Другая обитель – Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь – находится на другом краю города и является первым монастырем на Уральской земле. Основал её в 1462 году святитель Иона Пермский. Он приехал в Чердынь в довольно трудные времена. Его предшественник святитель Питирим Пермский, который первым крестил Чердынь, мученически погиб при набеге племени вогулов. Но святителю Ионе удалось организовать в Перми Великой церковную жизнь и обратить сердца языческих народов ко Христу.
Не все храмы Чердыни сохранили свой первоначальный облик. В годы безбожия была обезглавлена Богоявленская церковь, хранившая старинные иконы святых, почитаемых на Русском Севере. Такая же участь постигла храм Преображения Господня. Но всё равно именно церкви создают образ этого города. Самое высокое здание исторической Чердыни – красная колокольня Воскресенского собора. Это такой же ориентир, как гора Полюд.
Древняя Чердынь стала терять своё значение ещё в конце 16 века, когда южнее был открыт более удобный путь через Урал: от Соликамска до Верхотурья. Сегодня здесь нет индустриальных гигантов и дымящихся труб, с которыми чаще всего ассоциируется Урал. Здесь резные наличники, кресты церквей и тишина. Но может поэтому семь холмов над рекой Колвой – лучшее место, чтобы погрузиться в богатую уральскую историю. Чердынь расскажет много интересного.
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.