С Крымом связана жизнь и творчество многих выдающихся писателей. Был он домом и источником вдохновения и для классика мировой литературы Антона Павловича Чехова. Автора юмористических рассказов и серьёзных повестей, одного из самых знаменитых драматургов, чьи пьесы ставятся в театрах по всему миру. Его книги переведены на более чем сто языков. Многие из своих произведений Чехов написал в Крыму, который любил и ценил.
Впервые великий писатель приехал на полуостров летом 1888-го года. Антон Павлович был очарован необычайной природой Крыма. В первом же крымском письме к сестре он писал: «От Симферополя начинаются горы, а вместе с ними и красота... В Севастополь я приехал ночью. Город красив сам по себе, красив и потому, что стоит у чудеснейшего моря». «Море чудесное, синее и нежное, – писал он в другом письме, – на берегу его можно жить 1000 лет».
Весной 1894-го года Чехов снова приехал в Крым, в Ялту – уже лечиться. Будучи врачом по профессии, он знал, что местный климат помогает больным чахоткой. Так тогда называли туберкулёз. В этот приезд был написан один из самых любимых автором, по его же признанию, рассказ – «Студент».
В течение последующих лет Антон Павлович неоднократно приезжал в Ялту на отдых и лечение, а с сентября 1898-го года остался здесь жить. Причина – хронический туберкулёз лёгких. После посещения заграничных курортов, он отдал предпочтение Крыму. «Без России нехорошо, – писал он, – нехорошо во всех смыслах... Из всех русских теплых мест самое лучшее – южный берег Крыма».
К осени следующего года в Ялте был построен дом, который сегодня известен как дом-музей писателя «Белая дача» – один из самых посещаемых литературных музеев в мире.
За период пребывания Чехова в Ялте в этом доме побывало множество гостей: Короленко, Левитан, Васнецов, Станиславский, Немирович-Данченко, Бунин, Горький, Шаляпин, Куприн, Рахманинов и многие другие.
В 1900-м году для уединения и отдыха Чехов приобрел еще один небольшой домик в Гурзуфе, впоследствии также ставший домом-музеем.
В последние годы своей жизни в Крыму великим писателем написаны рассказы «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Архиерей», «На святках», «Новая дача», «Душечка», «Невеста», повесть «В овраге», знаменитые пьесы «Вишнёвый сад» и «Три сестры».
Чувствуя приближение кончины, в 1904 году Антон Павлович Чехов уехал в Москву. Покидая Крым, он писал: «Крым очень хорош. Никогда он мне так не нравился, как теперь». В Ялту писатель больше не вернулся. Он похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря Москвы.
А крымчане благодарно чтут память бессмертного классика, вписавшего Крым в историю мировой литературы.
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».