Святитель Тихон (Беллавин) патриархом Московским и всея Руси стал по жребию — именно так выбирали предстоятеля на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 годов в Москве. Двумя другими кандидатами на патриарший престол был выдающийся иерарх, будущий глава Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Антоний (Храповицкий) и не менее уважаемый архиерей архиепископ Арсений (Стадницкий).
Итак — жребий. Исключительный момент. Старец Зосимовой пустыни иеромонах Алексий (Соловьев) — признанный духовный авторитет, человек святой жизни, ныне канонизированный — после молитвы перед Владимирской иконой Божьей Матери, специально принесенной из расстрелянного большевиками Успенского собора, вытянул жребий.
Если бы все это происходило сегодня, журналистам, чтобы написать свои горячие новости о выборах патриарха, пришлось бы лезть в «Google». Имя митрополита Московского и Коломенского Тихона было к тому моменту не на слуху. Церковные люди, само собой, его знали, но широко известен он не был, в отличие от того же архиепископа Антония (Храповицкого) — харизматичного лидера и яркого оратора. Патриарх Тихон был тихим. Родился в семье потомственного священника, учился в Санкт-Петербургской духовной академии, где еще студентом за кротость и рассудительность получил прозвища «архиерей» и «патриарх», последнее оказалось пророческим. В 1898 году как епископ служил в США. Там совершил миссионерскую экспедицию на Аляску, проплыл на байдарке примерно 11 000 километров, заезжая в самые глухие деревни и проповедуя Евангелие эскимосам. За время его служения в североамериканской епархии появилась семинария, монастырь и богослужебные книги на английском языке. Потом вернулся в Россию, последним местом служения перед патриаршеством была Москва, незадолго до Собора был возведен в сан митрополита. Вот, собственно, и все основное, что можно было бы найти по запросу «митрополит Тихон (Белавин)» сто лет назад. Но именно ему было суждено стать патриархом.
Почему? Вряд ли стоит пытаться объяснить Божий Промысел в жанре параграфа из учебника истории. Но современникам событий, должно быть, ответ на вопрос был отчасти ясен. После выборов патриарха в народе говорили, что из трех кандидатов архиепископ Антоний (Храповицкий) был самым умным, архиепископ Арсений (Стадницкий) — самым строгим, но патриархом стал митрополит Тихон — самый добрый.
Вероятно, только добрый пастырь и мог оказаться у руля Церкви в тот момент — в первые дни большевиков, в преддверии всех последующих событий. На фоне братоубийственной гражданской войны и массового голода нехватка добра оказалась буквально физически ощутимой. Стало остро необходимо, чтобы появился пастырь, который своим примером научит не отвечать злом на зло.
Патриарха Тихона большевики арестовывали и допрашивали. Держали в тюрьме. Пытались убить. Но достаточно посмотреть на его портрет в патриаршем куколе — и видно: это глаза человека неозлобившегося. Единственно возможной линией поведения в такой ситуации для него были те самые кротость и рассудительность, за которое он еще в студенчестве получил прозвище «патриарха».
Русская Православная Церковь Заграницей канонизировала его в 1981 году, Московский Патриархат — в 1989. Имя святителя Тихона открывает список тех, кто прославлен в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.