Адрес: ул. Генерала Дорохова, 17
О Храме Димитрия Ростовского в селе Очаково я бы сказал так: чрезвычайно интересное переплетение имен и событий. Я не буду акцентировать на них свой рассказ – вы сами до всего додумаетесь.
Однако обо всем по порядку. 5 мая 1757 года владелец села Очаково тайный советник Михаил Степанович Опочинин обращается в Синодальную контору с просьбою разрешить строительство у себя в имении храма в честь только что, буквально днями, канонизированного и прославленного в лике святых Митрополита Димитрия Ростовского. Таким образом этот храм стал первым не только в Москве, но и во всей России, посвященным этому новому святому. Заметим кстати, что это был единственный святой, прославленный в 18-м веке.
Димитрий Ростовский – личность весьма примечательная и необыкновенная. Ярчайший проповедник, неутомимый борец с пьянством и невежеством, ревнитель чистоты православия, талантливый писатель, писавший даже пьесы – да, да, не удивляйтесь, именно пьесы, написанные для исполнения монахами. Талантливый педагог – он основал в Ростове славяно-греческое училище с преподаванием греческого и латинского языков.
Или вот такой факт. В духовной истории Руси было создано всего пять произведений под названием «Четьи-Минеи».
Четьи – это книги житий святых, предназначенные для чтения, но не для богослужений (то есть, в определенном смысле – гражданская, светская литература). Минеи же – от греческого «одномесячные» - что означает, что повествование излагается по порядку месяцев и дней каждого месяца.
Так вот, повторюсь, их, произведений, именуемых «Четьи-Минеи» на Руси всего пять. И авторов – тоже пять. И один из авторов – святитель Димитрий Ростовский.
Особо своими трудами во славу церкви и Руси Димитрий Ростовский прославился в Ростове Великом близ Ярославля, где и был похоронен в Троицком соборе Яковлевского монастыря и где в 1752 году обретены были его нетленные мощи. Именно от города Ростова и получил он имя свое – Димитрий Ростовский.
А вы никогда не задумывались, как в России появился второй город Ростов - Ростов-на-Дону? Совершенно верно: в 1760 году в честь святителя была названа только что основанная Крепость св. Дмитрия Ростовского. Вот она-то со временем и стала городом Ростовом-на-Дону. Святителю дали имя города, где он трудился, а потом и он сам дал имя новому городу.
А вот еще интереснейшее совпадение. Задолго до строительства храма Дмитрия Ростовского селом Очаково владел князь Я́ков Ива́нович Лоба́нов. Надо сказать – редкостный тать и разбойник. Его даже судили за нападение на перевозчиков царской казны. Так вот вторая часть его фамилии была Росто́вский. Какое странное сочетание греха и святости…
Где святость все-таки побеждает. И лучшее доказательство тому – действующий храм Святителя Димитрия Ростовского в Очаково.
Контакты: храма Димитрия Ростовского в с. Очаково
Адрес: ул. Генерала Дорохова, 17
Как проехать:
От ст. метро "Кунцевская", последний вагон из центра, авт. №11 или маршрутное такси №498 (по маршруту №11) до остановки «Очаковское шоссе, д.16», м. «Юго-Западная», автобусы 630, 699, от Киевского вокзала до платформы «Очаково»).
Адрес сайта: http://www.hram-sdr.ru/
Схема проезда:
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».