Иногда, разглядывая карту наших Поволжских краев, вдруг цепляешься взглядом за название, которые кажется совершенно не местным. Но стоит немного поинтересоваться историей – и всё оказывается достаточно просто.
Итак, село Большая Рязань. Это чуть больше двадцати километров от Жигулевска. Село основано примерно в конце XVII века выходцами из Переяславля Рязанского. То есть название – это просто воспоминание переселенцами о своей родине. До 1701 года находилось оно в монастырском владении, а потом перешло во владение графов Орловых. В 1792 году на средства графа Владимира Григорьевича Орлова-Давыдова была построена Церковь Живоначальной Троицы.
За 25 лет до этого, императрица Екатерины II заприметила молоденького графа и в 1766 году пожаловала ему чин камер-юнкера. Уже через год граф Орлов сопровождал императрицу в путешествии по Волге и вел дневник. Кто знает, возможно, именно тогда полюбились ему наши места, в которые он вернулся через много лет. Говорят, что граф был склонен к спокойной семейной жизни.
Построенная им в Большой Рязани церковь в 1923 году сгорела. Как ни странно, местные прихожане умудрились во время войны построить ещё одну церковь, но её просто растащили. Нужно сказать, что село с давних времен считалось самым глухим на Самарской луке. И вот тут стоит вспомнить одну из доживших до наших дней страшилок, которые так любит наш народ: Жил в Большой Рязани колдун черной магии – Митенька. Который сохранял свою колдовскую силу, до тех пор, пока у него не выпал последний зуб. Всё, конец истории. Какая-то странная причинно-следственная связь.
После всех злоключений храмов села, в 2002 году, наконец-то, был построен новый храм во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы и освящен 12 мая в праздник Антипасхи. Сооружен он из дерева в традициях русского зодчества. Основным строительным материалом послужила сосна. Оттого здание как снаружи, так и изнутри золотится бесконечным светом. Колокола для звонницы были отлиты в Воронеже.
Нужно обязательно сказать, что православным паломникам село Большая Рязань известно очень давно. И вот почему. Если спускаться от храма по асфальтовой дороге мимо сельского клуба и администрации волости, можно попасть на родники – «Малый» и «Большой». Вода "малого" источника исцеляет болезни рук, ног и кожные заболевания, а вода "большого" источника имеет особую благодать – исцеляет больных от рака. Подобный источник имеется только в Иерусалиме. «Малый» источник освящен во имя святых преподобных Киево-Печерских Антония и Феодосия. А «Большой», восстановленный после полувекового забвения, освящен во имя иконы Божией Матери «Всецарица». Сейчас на нем установлена часовня.
Вот видите, сколько интересных историй. Стоило только поинтересоваться происхождением названия села Большая Рязань.
Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
В некоторых молитвах Богородица именуется Неувядаемым Цветом чистоты. Этот поэтический образ нашёл свое отражение и в ѝконописи. В семнадцатом веке в православном мире распространилось изображение Божией Матери среди цветов. Такие иконы очень разнообразны. На одних Богородица держит в руке белую лилию — символ непорочности, на других Её окружают гирлянды из роз, на третьих Она стоит на постаменте, увитом цветущими растениями. Но все эти образы объединяет общее название — «Неувядаемый Цвет».
В России подобные иконы появились во второй половине семнадцатого столетия. Вначале это были творения зарубежных мастеров, привезённые с Афона или из Греции. Затем и русские иконописцы стали использовать цветочные мотивы в своих работах, посвящённых Богородице. Одним из первых икону «Неувядаемый цвет» написал в 1691 году мастер Московской оружейной палаты Тихон Филатьев. Его произведение отличается насыщенными оттенками и выглядит празднично. Фигуры Богоматери и Младенца Христа изображены в красных одеждах на фоне прекрасного дворца. Слева и справа от них — большие вазы с живыми цветами, символизирующие Рай. Пречистая Дева и Её сын представлены Небесными Царицей и Царём — их головы увенчаны коронами, в руке Иисуса скипетр — символ царской власти.
Богородица держит жезл, покрытый цветами. Эта деталь заставляет вспомнить ветхозаветную историю из библейской книги Чисел. Там рассказывается, как пророк Моисей выбирал первосвященника. Он сложил посохи иудейских старейшин на ночь возле Ковчега Завета — главной святыни еврейского народа. И наутро Господь явил свою волю — посох праотца Аарона покрылся расцветшими белыми цветами. Изображая процветший жезл в руках Приснодевы, иконописец подчеркнул, что Она избрана Богом для своей миссии.
Тихон Филатьев написал образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет» для церкви Рождества Богородицы в Голутвино — одном из районов Москвы. После революции 1917 года храм закрыли, древний образ передали в Третьяковскую галерею. Там он находится и сейчас.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Церковные традиции». Иеромонах Геннадий (Войтишко)
У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Мы говорили о том, что такое церковные традиции, как они возникали, могут ли меняться и чем отличаются от привычек.
«Искусственный интеллект: научный и духовный аспекты». Саркис Григорян
У нас в гостях был предприниматель, консультант, автор образовательных программ, руководитель центра компетенций по искусственному интеллекту Фонда Развития Цифровой Экономики Саркис Григорян.
Мы говорили об искусственном интеллекте: как о достижениях в этой сфере, так и об опасностях и недостатках, о том, как он может влиять на нашу жизнь, в том числе, духовную, а также о том, насколько применение таких новейших технологий не противоречит религиозному мировоззрению.