Библия говорит, что Бог нелицеприятен. Что это значит? Как отмечают психологи, мы, люди, всегда воспринимаем мир через фильтры - часть фактов мы используем для выстраивания своей картины мира, часть войдут в эту картину только с "правильными" истолкованиями, часть мы проигнорируем и будем игнорировать, даже если мы будем спотыкаться о них каждый день. Это, в какой-то мере, неизбежно - психика бы просто не смогла бы нормально функционировать, воспринимая каждый сигнал как одинаково важный. Мы также естественным образом склонны к обобщениям - если у нас возникали неприятные ситуации с двумя подряд рыжими людьми, к третьему рыжему мы отнесемся настороженно.
В ситуации конфликта мы будем склонны обелять себя и очернять другого - особенно, когда речь идёт о масштабном конфликте, в который вовлечены множество людей. В этом случае естественная склонность фильтровать данные многократно усиливается желанием проявить преданность своему племени - национальному, политическому, конфессиональному или ещё какому-нибудь. В этом случае все, что очерняет враждебное племя, тщательно собирается и помещается в центр внимания, под прожектора, человек составляет в своём сознании многотомное обвинительное заключение, которое должно послужить к обвинению врага. Любые высказывания (даже если это просто неловкие оговорки) представителей противной стороны получают самое неблагоприятное истолкование; элементы грубой и явной неправды входят в этот контекст совершенно естественно и незаметно.
С другой стороны, все грехи и преступления "своих" игнорируются, "соплеменникам" прощается все - или даже вменяется в славный подвиг ровно то, что противнику вменяется в гнусное преступление.
Люди оказываются внутри той картины мира, которую они для себя выстроили, и действуют исходя из неё - провозглашая с полной уверенностью, что Бог на их стороне, и это очевидно, ведь должен же Бог быть на стороне добра и правды!
Но Бог - это не Бог нашего племени. Бог не подвержен тем фильтрам, которым подвержены мы. Он видит наши грехи и грехи тех, кто нам не нравится, одинаково - как грехи, отвратительные в Его глазах. Бог нелицеприятен. Когда мы окажемся перед Его судом, мы увидим, что мы намеренно игнорировали ту часть правды, которая нас не устраивала - а то и намеренно лгали, чтобы выставить себя и своих в более выгодном свете.
Нам трудно посмотреть на мир как бы глазами Бога - а не глазами племени. Но мы призваны именно к этому. Это трудно и страшно - племя может посмотреть на нас косо - но это и есть вера.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.