Иногда я слышу от своих православных друзей подобные слова: «Проблемы в жизни — это наказание от Господа за грехи». Я внутренне не могу с этим согласиться. Вернее так: я с этим в принципе согласен, но вот человека сомневающегося, который пока стоит только на пороге храма, такая фраза может от христианства оттолкнуть. Дескать, сейчас я в храм зайду — и меня там начнут наказывать. Задача в том, чтобы разобраться и понять, что же значит слово «наказание» в христианском контексте.
Вообще, с таким вопросом конечно же лучше обращаться к опытному священнику. Но всё-таки у меня как у обычного рядового мирянина есть своё понимание этой проблемы. В основе слова «наказание» лежит другое, несколько устаревшее сегодня слово «наказ». Некая моральная установка, которую старший даёт младшему. Не всегда конечно, но первая ассоциации с «наказом» у меня лично — это, например, слова, которые Петруше Гринёву сказал отец в «Капитанской дочке»: «Береги честь смолоду». Но это наказ, скажем так, позитивный. А ведь может быть и наказ как предостережение: в смысле, «не делай того-то и того-то», «не поступай так-то и так-то». И вот именно таким наказом мне представляется то, что мы называем «Божьим наказанием».
Наказание в этом случае — не месть. Бог — вообще не мститель. Я в это верю. Бог не рассуждает о человеке в терминах возмездия: «Ах ты так поступил?! Ну ты сейчас у меня за это получишь! Вот тебе болезнь! Или вот тебе увольнение с работы!» Нет. Я верю, что всё совсем не так, потому что Бог — любит людей. Неслучайно в главной христианской молитве мы называем Бога отцом — «Отче наш». Мы его дети. Родители любят своих детей, и когда наказывают — пытаются их вразумить, а не проучить. Ведь ставя ребёнка в угол, лишая его компьютера или каких-то других удовольствий, мама или папа не преследуют цель отомстить за плохое поведение, но — оценить своё поведение, чтобы понять, что этого и этого делать не следовало. Это нужно для того, чтобы дальше мирно идти по жизни вместе. Ведь никуда дети от родителей не денутся, а значит, чтобы всё было в будущем хорошо, ребёнок, нахулиганив, должен как-то себя оценить и перемениться.
Я верю, что так же рассуждает и Господь. Он тоже знает, что мы как его дети никуда от него не денемся. И проблемы, которые он нам посылает — могут быть и вправду наказанием. Но именно наказанием — то есть, наказом: «Подумай о своём поведении, не делай так», а не месть из серии «ну получай!». Принципиальная разница, на мой взгляд, в том, что месть — связана только с нашим прошлым. Совершил что-то вчера — получил. Точка, ситуация закрыта. А наказание в этом смысле — это задел на будущее: «Подумай о своём поведении — и в дальнейшем так не делай». Сама перспектива того, что точно будет что-то в дальнейшем, вселяет надежду и делает Божье наказание чем-то не таким уж страшным. В ней есть даже какая-то радость: Бог знает и верит, что я смогу измениться.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Время Великого поста — как соединить светскую жизнь и церковную?
— Память — что помнить, а что забывать?
— Предложение министра иностранных дел Эстонии признать Русскую Православную Церковь Московского Патриархата террористической организацией;
— Изменения в поколениях церковных людей и священников.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 400
Основные темы беседы:
— Опыт Марии Египетской как путь человека к себе-настоящему: в чём этот путь состоит?
— Кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою: как в жизни раскрывается эта заповедь Христа?
— Закон умножения добра: как подопечные благотворительных фондов сами становятся волонтёрами и помогают другим;
— Похвала Пресвятой Богородицы: о чём этот праздник и как он возник?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: какова самая сложная фраза в духовной жизни?
Не унывай, на вопросы отвечай
Пандемия коронавируса 2020 года принесла человечеству немало страданий. Но приметой этого тревожного времени стали не только статистические сводки заражений, но и рассказы о доброте, взаимовыручке и поддержке. Так, французский комический актёр Ноам Картозо во время карантина организовал весёлую викторину для своих пожилых соседей. Утешительное развлечение ежедневно транслировались в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
В дни самоизоляции парижане установили традицию каждый вечер в восемь часов выходить на балконы, чтобы поаплодировать врачам, борющимся с коронавирусом. Не стали исключением и жители маленькой улочки Сен-Бернар, где проживает Наом Картозо. Участвуя в акции солидарности с медиками, актёр заметил, что его пожилые соседи день ото дня становятся всё грустнее. Молодой человек попытался ободрить приунывших — он включал музыку и приглашал всех потанцевать. Инициативу вежливо отклонили.
Комик не отступился от своей идеи поддержать людей. Он объявил конкурс на звание самого сообразительного во дворе, и на этот раз соседи откликнулись. Ноам задавал непростые вопросы, кто отвечал первым — получал баллы. Набравшим наибольшее количество очков доставались призы — туалетная бумага, которая на какое-то время попала в разряд дефицита, и вермишель как символ запасливости. С каждым днём участников викторины становилось всё больше. Форму конкурса пришлось менять по ходу — из индивидуального соревнование стало коллективным. Команды двух домов, стоящих друг напротив друга, увлечённо отвечали на вопросы Ноама Картозо.
Опыт показался соседям настолько увлекательным, что они решили им поделиться. Эрудиты создали блог в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), где ежедневно выкладывали видеозапись своей интеллектуальной игры. Страница моментально собрала десятки тысяч подписчиков. Признаюсь, что я тоже подписалась. Мой французский не позволял в полной мере оценить искромётные шутки и оригинальные ответы участников викторины. Но то, что весёлая затея Ноама Картозо сплотила соседей и помогла прогнать уныние, понятно было и без слов.
Все выпуски программы Живут такие люди