Благовещение в церковной и народной культуре

Встречаем Благовещение. Благовещение в церковной и народной культуре
Поделиться
Благовещение

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy

Выдающийся православный мыслитель священник Павел Флоренский в статье “Храмовое действо как синтез искусств” пишет о единстве формы и содержания богослужения.  Архитектура, иконы, дрожащее пламя свечей, струящийся фимиам, мелодика и поэзия священных текстов, пластика и ритм движений священников – всё это образует особое пространство и измерение. Молящиеся словно оказываются вне времени, в иной реальности. Они воистину предстоят перед Господом.

В убранстве православного храма нет ничего случайного. На Царских вратах – центральном входе в алтарь, находится икона Благовещения. На левой створке изображён архангел Гавриил, на правой – Дева Мария. Как правило, ниже или вокруг размещены иконы четырёх евангелистов. Это язык символов, на котором разговаривает с нами Церковь. Попробуем же его понять.

Благовещение – это прямой русский перевод греческого названия праздника – благая весть. Так же называются четыре основные книги Нового Завета – Евангелия. Таким образом, вся символика Царских врат получается связанной с благовествованием.

Эти врата ведут в сердце храма – алтарь. Там за каждой литургией происходит великое чудо – хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа. Сын Божий обрёл это тело и кровь благодаря Своей земной Матери. Ведь когда-то давным-давно Она с верою сказала архангелу Гавриилу: “Се, раба Господня. Да будет мне по слову твоему”. Верующие причащаются Христовых Тайн благодаря тому, что апостолы со своей проповедью о приходе Спасителя обошли когда-то весь мир. Благая весть и знание о ней объединяет всех христиан.

В народной культуре всегда особо почитали Благовещение Пресвятой Богородицы. Его издавна называли «самый большой у Бога праздник». Благовещение олицетворяет приход весны и завершает череду приметных и памятных дней, связанных с её ожиданием. Это совпадает с общим настроем торжества – предвкушением чуда, которое изменит жизнь всего человеческого рода. Рождество Спасителя как бы ещё не случилось, оно только обещано. Но волнение от величия тайны произошедшего передаётся от Девы Марии к праведной Елизавете, евангелисту Луке, а его трудами – ко всем верующим.

По крестьянскому поверью на Благовещение открывается небо и можно, как говорили в народе, “выпросить себе от Бога славу”. Для этого надо было накануне ночью выйти на улицу и высмотреть “бездну с большой звездой”. А в ту минуту, как бездна откроется, прокричать “Боже, дай мне великую славу!”. А уж слава, считалось, принесёт и богатство, и счастье. Можно, конечно, посмеяться над этой простодушной, по-детски наивной и искренней верой. Но иногда неплохо постоять один на один со звёздным небом, подумать лишний раз – много ли надо для счастья и в чём оно заключается.

На сам праздник Благовещения было принято выпускать на волю птиц. Это тоже символический жест. Он означает освобождение мира от плена греха, которое произошло благодаря воплощению Христа. Как птица взмывает в небо, так и душа наша устремляется к Богу. В этот день мы сами становимся вестниками чуда и сами восклицаем вслед за архангелом: “Богородице Дево, радуйся!”

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...