Карту Ближнего Востока можно смело назвать ещё одним измерением проповеди. Ищешь знакомые названия и словно заново читаешь Священное Писание. История проступает сквозь географию. Хеврон, Вирсавия, Иерихон, Кармель, Кедрон - напоминают о событиях Ветхого завета. Об Аврааме, Давиде, Самсоне, праотцах, царях, героях и пророках. Вифлеем, Назарет, Капернаум, Мигдаль, Тверия, и конечно же, Иерусалим - о завете Новом.
Знакомство с библейской географией открывает нам новые подробности самого евангельского текста. Позволяет лучше и глубже представить происходившее. Например, Благовещение Пресвятой Богородицы. У этого праздника есть свои точки на карте.
Евангелист Лука сообщает, что Дева Мария жила в Назарете под покровительством Иосифа Обручника. По преданию, однажды она пошла к колодцу за водой. Там она услышала голос, приветствовавший её: "Радуйся, Благодатная, Господь с тобою!" В волнении Пресвятая Дева вернулась домой, и там Ангел Господень предстал перед нею.
В четвёртом веке экспедиция императрицы Елены, матери императора Константина, обнаружила на юго-востоке от Назарета этот колодец. На месте источника был основан храм. За прошедшие полторы тысячи лет церковь не раз подвергалась нападениям и разрушениям. В середине восемнадцатого века храм был возрождён. Его освятили в честь архангела Гавриила. Сейчас это церковь православной арабской общины Назарета. Источник не пострадал. Он расположен в глубине церкви, в отдельном притворе. Из него вода стекает в так называемый "колодец Марии", который находится во дворе храма.
По карте видно, что от источника совсем недалеко до места, которое называют гротом Благовещения. Всего десять минут пешком - и вот он, дом праведного Иосифа Обручника. Первый христианский храм здесь появился тоже силами равноапостольной Елены. Сейчас попасть к святыне можно через католическую базилику Благовещения. Её здание было построено в шестидесятые годы прошлого века.
Евангелист Лука рассказывает, что после Благовещения Дева Мария, отправилась к своей родственнице Елизавете в "нагорную страну, в город Иудин". Город Иудин - значит город, находившийся на территории так называемого "колена Иуды", одного из двенадцати израильских племён. Считается, что это Эйн-Керем, пригород современного Иерусалима. От Назарета до Эйн-Керема почти сто тридцать километров - не один день пешего пути. Можно представить, какие чувства переполняли Пресвятую Деву, что она решилась отправиться так неблизко.
Сейчас рядом с предполагаемым местом встречи Богородицы и праведной Елизаветы находится православный женский Горний или Горненский Казанский монастырь. По благословению архимандрита Антонина (Капустина) в конце девятнадцатого века здесь был установлен местный праздник - "Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов". Он отмечается двенадцатого апреля, только в этом монастыре. По традиции, из Троицкого храма Русской духовной миссии в Иерусалиме привозят икону Благовещения. От источника Божией Матери в Эйн-Кереме до Горнего монастыря икону несут крёстным ходом. Многие паломники стремятся приехать на Святую Землю именно в дни Благовещения, чтобы поучаствовать в этом торжестве. Чтобы своими ногами пройти хоть часть земного пути Пресвятой Богородицы.
23 апреля. О грехе гордыни
В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех».
О грехе гордыни, — священник Захарий Савельев.
23 апреля. О творчестве Уильяма Шекспира
Сегодня 23 апреля. В этот день в 1564 году родился английский поэт и драматург Уильям Шекспир.
О его творчестве, — протоиерей Артемий Владимиров.
Испанская икона Божией Матери в Суздале
Испанский образ Божией Матери относится к иконографическому типу Панахранта, что переводится с греческого языка как Всемилостивая. Богоматерь изображена восседающей на престоле. Она царствует во Вселенной, подавая милость всем, кто на Неё уповает. Икона прославилась в восьмом веке. Помолившись перед ней, испанцы победили арабов в битве при деревне Ковадонга на севере Пиренейского полуострова. Так было положено начало реконкисты — возвращения христианами земель, которые захватили мусульмане.
Первообраз Испанской иконы не сохранился, но его многочисленные списки распространились далеко за пределы Пиринеев. Они появились в Византии, а затем и в России. Одна из копий была выполнена в Суздале в конце семнадцатого века. У неё есть одно существенное отличие от оригинала. У ног Царицы Небесной изображён коленопреклонённый человек в простой одежде. Персонаж держит в руках башмачок Пречистой Девы.
Сюжет иконы разъясняется в тексте, который помещён на полях, в фигурной рамке в левом нижнем углу. Там описано одно из чудес, явленных Богородицей от Испанской иконы. По преданию, оно произошло в те времена, когда образ хранился в храме в деревне Ковадонга. В церковь зашёл нищий. Он опустился на колени перед образом Небесной Заступницы и со слезами рассказал Ей о своей горькой участи. И Божия Матерь откликнулась. Она сбросила на руки страждущему свой золотой башмачок.
Бедняк поспешил на ярмарку, чтобы продать подарок Царицы Небесной и купить себе еду. А торговцы решили, что он украл драгоценность! Нищего арестовали и приговорили к казни. Перед смертью несчастный попросил разрешения в последний раз помолиться в церкви у Испанской иконы. Ему позволили. И как только он вознёс молитвы, Божия Матерь сбросила с ноги свой второй башмачок. Так люди убедились, что нищий ни в чём не виноват!
Русские иконописцы отобразили это предание на Испанской иконе Богородицы в 1686 году по заказу Суздальского митрополита Илариона. Образ поместили в Покровском соборе одноимённого монастыря в Суздале. Святыня украшала иконостас слева от Царских врат. После революции 1917 года Испанская икона стала экспонатом музея-заповедника. Сегодня она хранится в Крестовой палате Архиерейского дома, на территории Суздальского кремля.
Все выпуски программы Небесная Заступница