Об Афоне рассказывать можно бесконечно долго и — увлекательно. В этой монашеской республике буквально на каждом шагу происходят необычные, особенно для русского глаза, события. Как-то, находясь в паломничестве в афонском Ватопедском монастыре, я столкнулся со следующим.
Ватопедский монастырь известен сегодня, прежде всего, как обитель, возрождающая древние монашеские традиции. Здесь монахи всё стараются устроить так, чтобы, насколько это возможно, приблизиться к идеалам раннего монашества. Они живут по очень строгому уставу, который предполагает, например, отчисление монаха из числа братии за самовольный выход за территорию монастыря. Питаются братья совсем просто, но вкусно. В основном, на монастырском столе вы увидите пищу растительного происхождения. Рыба считается в Ватопеде большим угощением, не говоря уже о молочной пище. Согласно упомянутому уже уставу ватопедские братья причащаются, как минимум, четыре раза в неделю. А на богослужении присутствуют ежедневно — и утром, и вечером.
День ватопедского монаха начинается, в зависимости от времени года, в три или в четыре часа утра. Почти все братья, проснувшись, направляются в храм на службу и находятся там вплоть до семи-восьми утра. Почему почти все? Дело в том, что в монастыре существуют послушания, то есть обязанности, закрепленные за конкретными братьями, которые не позволяют некоторым монахам каждый день быть в храме вместе со всеми.
В первую очередь, речь идет о поварах. Афонские монастыри почти не используют наемного труда. Бывает, что в обители приглашаются рабочие, когда нужно что-то построить или помочь собрать урожай. А так — монахи обходятся своими силами. В том числе, и на кухне. Послушание повара при всей кажущейся простоте чрезвычайно ответственно. Попробуй приготовить еду так, чтобы она всем понравилась! В монастыре к поварам предъявляется еще одно требование. Нужно приготовить все пока идет служба. Опоздать, не доделать чего-либо — нельзя.
Быть поваром в Ватопедском монастыре еще сложнее. Тут надо не только все успеть приготовить. Но занимаясь приготовлением пищи, нужно еще и молиться. На монастырскую кухню в Ватопеде проведены аудио-колонки, через которые слышно что происходит в храме.
Ватопедские монахи-повара, хоть и находятся на кухне, тем не менее, должны следовать уставу обители. В том числе и причащаться с остальной братией на Литургии. Выглядит это примерно так. Стоишь на службе. Когда наступает момент Причастия в храм энергичной походкой входит группа монахов. По ним видно, что они только-только сняли поварские колпаки и фартуки. Кто-то, может, и не успел еще от фартука избавиться. Все братья их пропускают и дают причаститься первыми. Причастившись, монахи-повара быстро возвращаются на кухню.
Некоторые могут спросить — как же можно участвовать в Причастии, если в храме тебя не было, а ты все время провел на кухне? Ну во-первых, на этой кухне есть упомянутые колонки. А во-вторых, как сказал мне один афонский монах, слово Литургия переводится с греческого как «общее дело». В этом общем деле наше участие может принимать разные формы. Вот у поваров-монахов оно такое. Пока все братья молятся, позаботится об их питании. Потому и право участия их в Причастии не может вызывать никаких сомнений.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 400
Основные темы беседы:
— Опыт Марии Египетской как путь человека к себе-настоящему: в чём этот путь состоит?
— Кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою: как в жизни раскрывается эта заповедь Христа?
— Закон умножения добра: как подопечные благотворительных фондов сами становятся волонтёрами и помогают другим;
— Похвала Пресвятой Богородицы: о чём этот праздник и как он возник?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: какова самая сложная фраза в духовной жизни?
Не унывай, на вопросы отвечай
Пандемия коронавируса 2020 года принесла человечеству немало страданий. Но приметой этого тревожного времени стали не только статистические сводки заражений, но и рассказы о доброте, взаимовыручке и поддержке. Так, французский комический актёр Ноам Картозо во время карантина организовал весёлую викторину для своих пожилых соседей. Утешительное развлечение ежедневно транслировались в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
В дни самоизоляции парижане установили традицию каждый вечер в восемь часов выходить на балконы, чтобы поаплодировать врачам, борющимся с коронавирусом. Не стали исключением и жители маленькой улочки Сен-Бернар, где проживает Наом Картозо. Участвуя в акции солидарности с медиками, актёр заметил, что его пожилые соседи день ото дня становятся всё грустнее. Молодой человек попытался ободрить приунывших — он включал музыку и приглашал всех потанцевать. Инициативу вежливо отклонили.
Комик не отступился от своей идеи поддержать людей. Он объявил конкурс на звание самого сообразительного во дворе, и на этот раз соседи откликнулись. Ноам задавал непростые вопросы, кто отвечал первым — получал баллы. Набравшим наибольшее количество очков доставались призы — туалетная бумага, которая на какое-то время попала в разряд дефицита, и вермишель как символ запасливости. С каждым днём участников викторины становилось всё больше. Форму конкурса пришлось менять по ходу — из индивидуального соревнование стало коллективным. Команды двух домов, стоящих друг напротив друга, увлечённо отвечали на вопросы Ноама Картозо.
Опыт показался соседям настолько увлекательным, что они решили им поделиться. Эрудиты создали блог в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), где ежедневно выкладывали видеозапись своей интеллектуальной игры. Страница моментально собрала десятки тысяч подписчиков. Признаюсь, что я тоже подписалась. Мой французский не позволял в полной мере оценить искромётные шутки и оригинальные ответы участников викторины. Но то, что весёлая затея Ноама Картозо сплотила соседей и помогла прогнать уныние, понятно было и без слов.
Все выпуски программы Живут такие люди
Тишина. Наталия Лангаммер
Вы когда-нибудь слушали тишину? — спросил нас режиссер в театральной студии, где я занималась в детстве. Мне было лет десять.
И мы решили послушать эту самую тишину. Замерли на минуту.
Вечер. Школа. Звуки уставших шагов учителей, которые задержались после уроков. Звук швабры, моющей пол. То ли звон, то ли шипение потолочных светильников. И тишина. Просто тишина.
Недавно слушала аудиобеседы владыки Антония Сурожского с прихожанами. Он рассказывал, что просит не беспокоить друг друга в храме, когда кто-то молчит, пребывает в тишине. Это очень важный момент. Момент погружения в себя, раздумий, молитвы. В конце лекции он предложил: «Давайте помолчим». И я вместе с владыкой и его паствой замолчала.
В детстве слушать тишину было любопытно. А сейчас?
Сейчас, в зрелом возрасте это, как глоток воды, как покой, как выдох усталости, как сладость.
Сейчас, когда я верующий человек, в тишине я слышу не звуки мира, я слушаю, я хочу услышать Бога. Я безмолвно молюсь. Кажется, мы оба молчим.
Как это нужно. Как это редко бывает. Просто остановиться и слушать тишину, а в ней — присутсивие Господа.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение