Немецкий город Мёнхенгладбах расположен в земле Северный Рейн-Вестфалия, на самой границе с Голландией. На двадцать два километра растянулся он зеленой полосой вдоль реки Нирс. Оказавшись здесь, вы будете потрясены, насколько органично могут сочетаться друг с другом идиллические пасторальные пейзажи и урбанистические ансамбли из стекла и бетона – недаром Мёнхенгладбах прозвали мегаполисом на лоне природы. А вот историческая часть города – классическая, европейская, с кафедральным собором в центре. С этого храма, собственно, и началась летопись города.
Точнее даже не с храма, а с монастыря. По легенде, в конце десятого века кёльнский архиепископ и сопровождающий его монах по имени Сандрад искали в здешних краях место для монастыря. И когда они подошли к одному из лесных холмов, то услышали доносившийся из-под земли колокольный звон. Торжественный звук привел монахов к расщелине, в которой они обнаружили христианские святыни, видимо, оставшиеся здесь с тех времен, когда в глубине холма жил некий отшельник. Среди найденных реликвий были частицы мощей Карфагенского епископа Киприана, святых Варвары и Вита – все они мученики первых веков, почитаемые как католической, так и православной церковью. Святому Виту и был посвящен монастырь, основанный на чудесном холме.
Тот храм, что мы видим сегодня, построен в двенадцатом веке. Это трехчастная базилика в романском стиле, с готическими элементами. Надежность массивных стен храма подчеркивает предельная лаконичность наружной отделки здания. Узкие проемы окон также свидетельствуют о том, что церковь святого Вита – настоящая крепость. В начале девятнадцатого века монастырь в Мёнхенгладбахе был упразднен, и храм стал просто приходским. Главная святыня собора – часть скатерти, лежавшей на столе во время Тайной Вечери – трапезы, на которой Христос установил Таинство Причастия. Реликвия хранится в золотом ларце, раз в семь лет его открывают для поклонения. Обычно эти моменты совпадают с так называемым Ахенским паломничеством, когда христиане со всех концов земного шара едут в немецкий город Ахен, чтобы увидеть рождественские пелены Христа и ризу Богородицы. В последний раз скатерть Тайной Вечери, так же, как и ахенские святыни, была доступна для верующих в 2007 году, а это значит, что теперь реликвии откроют в 2014-ом, как правило, это случается в начале июня.
В Мёнхенгладбах легко добраться благодаря разветвленной сети немецкой скоростной железной дороги, город находится в одной остановке от Ахена и от Дюссельдорфа. С берегов Нирса Рукой подать и до Берлина, и до Кёльна. Совсем рядом и Дюссельдорфский аэропорт, в который из Москвы есть прямые рейсы. Три часа – и ты в немецком «мегаполисе на лоне природы»!
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.