Августин Блаженный

Жития святых - Августин Блаженный
Поделиться
Августин Блаженный

Сандро Боттичелли.
“Св. Августин”

Первая в европейской литературе автобиография написана в четвертом веке. Ее автор – святой Августин Аврелий, именуемый в церковной традиции блаженным, то есть счастливым. О своем пути к блаженству, обретенному в Боге, и рассказывает Августин в книге, названной им «Исповедью». А путь этот был тернистым и непрямым.

Родился будущий святой в африканской провинции Нумидия – сейчас это территория Алжира. Мать его Моника была христианкой. Однако, большее влияние на Августина в детстве оказал его отец, Патрикий. Он гордился своим римским гражданством и постарался привить сыну любовь к занятиям и увеселениям, приличествующим, по его представлениям, знати.

В шестнадцать лет Августин был отправлен учиться в Карфаген. В  той среде, куда попал юноша, было непринято следовать христианским заповедям. Августин вступил в так называемый конкубинат с девушкой из низшего сословия – так в римском праве назывался гражданский брак без перспективы стать законным. Вскоре у пары родился сын, Адеодат. Моника сокрушалась о том, что жизнь любимого сына складывается не так, как она надеялась. Однако, мать не могла предположить, какой ей еще уготован удар. Горделивые поиски привели юношу в секту манихеев. Моника прервала общение с сыном и запретила ему появляться на пороге дома.

В тридцать лет Августин он отправился в Рим, где прожил год, совершенствуясь в риторике, а затем был приглашен преподавать в Милан, который в то время назывался Медиоланум. Моника со скорбью издали наблюдала, что сын по-прежнему разделяет взгляды манихеев. Своим горем мать поделилась с Медиоланским епископом Амвросием.

Моника:

Владыка Амвросий, вы наделены особым даром – ваши проповеди обращают ко Христу самые чёрствые сердца. Прошу вас, поговорите с моим сыном Августином – вы сможете убедить его оставить ересь и стать христианином.

Епископ Амвросий Медиоланский:

Разговор здесь не поможет, Моника. Августин пока не способен вразумиться истиной. Его заблуждения сейчас слишком дороги ему. Но со временем он увидит их грубость и сам отвергнет их.

Моника:

Но ведь нельзя просто ждать, нужно что-то делать! Я должна помочь своему сыну!

Епископ Амвросий Медиоланский:

Ступай и живи, как живёшь. Невозможно, чтобы чадо таких слёз погибло…

Моника оказалась права – проповеди  святителя Амвросия оказали сильнейшее воздействие на Августина. Молодого философа потрясло ораторское мастерство христианского архипастыря. Оно во сто крат превосходило его собственное красноречие, которым он так гордился!

Перелом в мировоззрении Августина наступил, когда он ясно осознал, что Христос – не просто выдающийся пророк, как считали манихеи, но Сам Господь, в Котором – Спасение души. Описание этого внутреннего перерождения стало одним из самых ярких моментов «Исповеди»:  «Я плакал в горьком сердечном сокрушении. И вот слышу я детский голос из соседнего дома, часто повторяющий нараспев: “Возьми, читай! Возьми, читай!”… Подавив рыдания, я встал, истолковывая эти слова, как божественное веление мне: открыть книгу и прочесть первую главу, которая мне попадется… Взволнованный, вернулся я на то место, где оставил, уходя, апостольские Послания. Я схватил их, открыл и в молчании прочел главу, первую попавшуюся мне на глаза: «Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». Я не захотел читать дальше, да и не нужно было: после этого текста сердце мое залили свет и покой,  исчез мрак моих сомнений».

На Пасху 387 года святитель Амвросий крестил тридцатитрехлетнего Августина и его сына Адеодата. Распродав все имущество и раздав деньги нищим, Августин вернулся на Родину, в Африку. Он долгое время уклонялся от предложений принять священный сан, считая себя недостойным. Но потом всё же уступил просьбам верующих, и стал священником, а затем и епископом.

Августин оставил немало сочинений, среди которых – ярчайшая «Исповедь». Эта удивительная книга ценна для богословов – с высоты своего опыта автор раскрывает в ней тлетворность манихейства и иных лжеучений. Кающиеся обретают в рассказе Августина опыт перерождения человека к жизни во Христе. А матери многих сыновей вот уже шестнадцать веков черпают в «Исповеди» надежду, что по милости Божией путь ищущего, но заблуждающегося чада выправится к свету и правде, как это произошло в жизни Августина, Блаженного в обретении истины.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (8 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...