Сегодня мы с вами, дорогие слушатели, услышим голос удивительного человека, нашего современника. Хотя, наверное, точней было бы сказать, что это мы – по милости Божией – оказались его современниками…
В то время, когда записывается эта программа – весной 2016 года, в последние недели Великого Поста – он, давно разменявший десятый десяток лет, и ныне тяжко хворающий, слава Богу – жив. Он – здесь, с нами, в этой жизни.
И многие знают, догадываются, чувствуют: на одре болезни, им – немощным и недвижным – таинственным образом – творится неустанная молитва. Это молитва – о мире Божием, в котором мы пребываем, трудимся и грешим. Молитва о нас с вами.
Речь идёт о духовнике Троице-Сергиевой лавры, о почитаемом и любимом несколькими поколениями верующих людей – архимандрите Кирилле (Павлове).
Я попросил нашего звукорежиссёра не редактировать – против обыкновения – архивную аудиозапись. Пусть все батюшкины интонации – и неторопливый подбор нужного слова, как бы «нащупывание» его; и междометия (отец Кирилл часто прибавлял в конце фраз частичку «да»), и паузы – пусть всё останется нетронутым.
Надеюсь, вы меня поймете.
А сама короткая запись – это фрагмент одной из бесед пастыря с семинаристами: два слова о повседневном священническом труде и ответ на вопрос о современном существовании старцев. Вы услышите, думаю, не просто голос проповедника, монаха, молитвенника. Услышите – попробую сказать – самое его сердце. Вот эти простые, непритязательные, доверчивые слова.
« – …Поскольку сейчас жизнь сложная, тяжёлая жизнь – то люди испытывают большие переживания, неприятности – как и в обычной, семейной жизни, так и в духовной жизни. Поэтому приходится утешать людей и как-то их – увещёвывать, чтобы они уповали бы на милость Божию – в такой тяжёлой ситуации. Вот, собственно, чем мы и занимаемся – наш, так сказать, труд, да. А теперь: чем я могу быть вам полезен, – я уж не знаю…
– Батюшка, вот, спрашивают: есть ли – в наше время, сейчас – старцы?
– Старцы – не знаю. Старики – есть. Не знаю…»
Недавно, в монастырской книжной лавке я купил небольшую книжку.
Архимандрит Кирилл (Павлов). Время покаяния. Проповеди.
Издательство московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры выпустило её в 2014 году, повторив издание рубежа веков. А придя домой, я нашел у себя и ещё одну – совсем тонкую – брошюру: тексты двух проповедей отца Кирилла (о зависти и грехе осуждения), выпущенные Лаврой еще в середине 1990-х. Это был самый первый случай тиражного перевода негромких батюшкиных слов на бумагу.
…Тогда внешне безыскусное, утешительное, – напитанное любовью и глубокой верой слово архимандрита Кирилла – разлетелось по всей России. А ныне ведь есть в церковных лавках и компакт-диски с записями его проповедей, и широко доступны книжные сборники вроде того же «Времени покаяния». Всё у нас теперь есть.
«Речь невитийственна, слова тихи и благоуветливы, – трепетно пишут во вступлении от издательства к сборнику «Время покаяния», – но вчитываешься в них, и постепенно замедляет свой бег, останавливается быстротекущее время, разрешается от тяжести нечувствия, словно отогревается застывшая душа и – драгоценный дар Богу – слёзы проливаются от сердца сокрушенного и смиренного…» Конец цитаты.
Найдём время – соединить себя с этим действенным, целительным словом.
И, конечно, будем молить Спасителя, Богородицу и всех святых – о здравии братского духовника обители Преподобного Сергия, архимандрита Кирилла.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Коневская икона Божией Матери
История Коневской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Арсения. Святой родился в Новгороде в четырнадцатом веке. В юные годы принял монашество, отправился на Афон и прожил там несколько лет в одном из монастырей. А потом получил благословение от своего наставника вернуться в Россию и основать новую обитель. В дорогу старец благословил Арсения иконой Божией Матери.
Образ, полученный новгородским подвижником на Афоне, соответствует иконописному типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой обнимает Своего Божественного Сына, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Есть у иконы со Святой горы и отличие от канонического варианта. Младенец Христос держит в руках не свиток, а белого голубя — символ Святого Духа.
В пути преподобный Арсений молился перед образом Небесной Заступницы. Монах верил, что Богородица сопровождает его и поможет выбрать место для будущей обители. Он поселился в Карелии, на острове Коневец посреди Ладожского озера. Эти глухие места населяли язычники. Они поклонялись огромному идолу — конь-камню. Арсений старался искоренить идолопоклонство. Он рассказывал островитянам о Христе, а по ночам слёзно просил за них Богородицу.
Через некоторое время просвещение принесло свои плоды — жители острова оставили языческие предрассудки, а многие пожелали стать учениками преподобного. На острове образовался монастырь в честь Рождества Богородицы. Главную его святыню — икону, привезённую с Афона, стали именовать Коневской. Перед этим образом монахи молились во время шведских вторжений, которые случались неоднократно на протяжении веков. И Небесная Заступница спасала обитель от разорения. Коневскую икону стали почитать в народе, как чудотворную.
В 1940 году, во время советско-финской войны, Рождество-Богородичный монастырь серьёзно пострадал, многие монахи погибли. Те, кто уцелел, эвакуировались в Финляндию и вывезли с собой Коневскую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас реликвия находится в Ново-Валаамском монастыре в финском местечке Хейнявеси.
Все выпуски программы Небесная Заступница