Рим сегодня считается культурной столицей мира. Две тысячи лет назад Рим являлся его реальной столицей. Римская империя представляла собой крупнейшее и сильнейшее государство на планете, и ее столица, естественно притягивала к себе людей со всего света. В этом и заключается смысл поговорки: «Все дороги ведут в Рим». Вполне естественно, что христианская община Рима занимала в древней Церкви особое положение. Впрочем, столичный статус общины выражался, прежде всего, в том, что римские христиане были благодетелями для более бедных церквей. Рим также был информационным центром древней Церкви – сюда стекались и отсюда распространялись новости о жизни христиан империи. До сих пор доподлинно неизвестно, благодаря кому христианство попало в Рим. Можно лишь с точностью сказать, что это произошло не благодаря апостолам. Ко времени написания апостолом Павлом послания к римлянам в 58 году в столице империи уже существовала крепкая христианская община, хотя, повторимся, ни Павел, ни прочие апостолы в Риме к тому времени не проповедовали. Наиболее правдоподобной версией возникновения христианства в столице является то, что учение Иисуса Христа принесли туда евреи-христиане из Палестины. Вскоре к общине стали присоединяться христиане из язычников. Римская Церковь пребывала в благом состоянии до того момента, как император Клавдий приказал изгнать евреев (и иудее, и христиан) из столицы. Римская церковь оказалась в кризисе. Некоторые христиане из язычников начали возвращаться к идолопоклонничеству. Но благодаря посланию апостола Павла, а затем и его приезду в Рим распад местной Церкви был остановлен.
Братья, 6.11 почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. 6.12 Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; 6.13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. 6.14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. 6.15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак. 6.16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? 6.17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
Направляя послание в Рим, апостол Павел осознавал, какие искушения стоят перед бывшими язычниками. Столица империи была одновременно и столицей языческой культуры. На каждой улице Рима имелись статуи античных богов, повсеместно стояли языческие алтари, где в честь идолов приносились жертвы. Здесь же бесплатно раздавалась освященная в честь античных богов еда. В ночное время в языческих храмах Рима проходили собрания, которые нередко превращались в оргии. Апостол Павел призывает римских христиан стойко противостоять окружающей их греховной среде. Павел напоминает своим читателям, что они в крещении получили благодать от Бога и должны ее хранить. Апостол приводит в послании к римлянам традиционный для себя образ – как Христос, умерев, воскрес, так и христианин должен умереть для греховной жизни и воскреснуть для жизни в Боге. По мысли Павла, если человек не сопротивляется искушениям, греховная скверна поселится в его душе и затем поработит его тело. Апостол указывает на то, что Христос освободил людей от рабства пороков и дьявола. Поэтому возвращение к греховной жизни – это не только фактически духовное самоубийство, но и оскорбление крестной жертвы Иисуса Христа. Павел призывает христиан быть по-настоящему свободными, что для него значит полное освобождение от власти страстей, которое апостол называет не иначе, как рабством. Современное общество в плане стремления к различным удовольствиям очень похоже на античное. Поэтому слова апостола Павла из прозвучавшего отрывка послания к римлянам - «да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его», - актуальны в наши дни.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 400
Основные темы беседы:
— Опыт Марии Египетской как путь человека к себе-настоящему: в чём этот путь состоит?
— Кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою: как в жизни раскрывается эта заповедь Христа?
— Закон умножения добра: как подопечные благотворительных фондов сами становятся волонтёрами и помогают другим;
— Похвала Пресвятой Богородицы: о чём этот праздник и как он возник?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: какова самая сложная фраза в духовной жизни?
Не унывай, на вопросы отвечай
Пандемия коронавируса 2020 года принесла человечеству немало страданий. Но приметой этого тревожного времени стали не только статистические сводки заражений, но и рассказы о доброте, взаимовыручке и поддержке. Так, французский комический актёр Ноам Картозо во время карантина организовал весёлую викторину для своих пожилых соседей. Утешительное развлечение ежедневно транслировались в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
В дни самоизоляции парижане установили традицию каждый вечер в восемь часов выходить на балконы, чтобы поаплодировать врачам, борющимся с коронавирусом. Не стали исключением и жители маленькой улочки Сен-Бернар, где проживает Наом Картозо. Участвуя в акции солидарности с медиками, актёр заметил, что его пожилые соседи день ото дня становятся всё грустнее. Молодой человек попытался ободрить приунывших — он включал музыку и приглашал всех потанцевать. Инициативу вежливо отклонили.
Комик не отступился от своей идеи поддержать людей. Он объявил конкурс на звание самого сообразительного во дворе, и на этот раз соседи откликнулись. Ноам задавал непростые вопросы, кто отвечал первым — получал баллы. Набравшим наибольшее количество очков доставались призы — туалетная бумага, которая на какое-то время попала в разряд дефицита, и вермишель как символ запасливости. С каждым днём участников викторины становилось всё больше. Форму конкурса пришлось менять по ходу — из индивидуального соревнование стало коллективным. Команды двух домов, стоящих друг напротив друга, увлечённо отвечали на вопросы Ноама Картозо.
Опыт показался соседям настолько увлекательным, что они решили им поделиться. Эрудиты создали блог в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), где ежедневно выкладывали видеозапись своей интеллектуальной игры. Страница моментально собрала десятки тысяч подписчиков. Признаюсь, что я тоже подписалась. Мой французский не позволял в полной мере оценить искромётные шутки и оригинальные ответы участников викторины. Но то, что весёлая затея Ноама Картозо сплотила соседей и помогла прогнать уныние, понятно было и без слов.
Все выпуски программы Живут такие люди
Тишина. Наталия Лангаммер
Вы когда-нибудь слушали тишину? — спросил нас режиссер в театральной студии, где я занималась в детстве. Мне было лет десять.
И мы решили послушать эту самую тишину. Замерли на минуту.
Вечер. Школа. Звуки уставших шагов учителей, которые задержались после уроков. Звук швабры, моющей пол. То ли звон, то ли шипение потолочных светильников. И тишина. Просто тишина.
Недавно слушала аудиобеседы владыки Антония Сурожского с прихожанами. Он рассказывал, что просит не беспокоить друг друга в храме, когда кто-то молчит, пребывает в тишине. Это очень важный момент. Момент погружения в себя, раздумий, молитвы. В конце лекции он предложил: «Давайте помолчим». И я вместе с владыкой и его паствой замолчала.
В детстве слушать тишину было любопытно. А сейчас?
Сейчас, в зрелом возрасте это, как глоток воды, как покой, как выдох усталости, как сладость.
Сейчас, когда я верующий человек, в тишине я слышу не звуки мира, я слушаю, я хочу услышать Бога. Я безмолвно молюсь. Кажется, мы оба молчим.
Как это нужно. Как это редко бывает. Просто остановиться и слушать тишину, а в ней — присутсивие Господа.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение