Ко времени рождения Иисуса Христа Палестина была частью Римской империи. Израильское царство в плане административном фактически потеряло свою самостоятельность (им теперь управляли ставленники Рима), но в религиозном аспекте иудеи пользовались в империи особыми правами. Они состояли в том, что евреи могли, в отличие от прочих граждан Рима, не считать императора богом. Христиане таким правом в империи не пользовались. Первоначально власти Рима считали христианство иудейской сектой – чем-то наподобие иессеев или саддукеев. Но, увидев, насколько агрессивно иудеи относятся к христианам и насколько сами ученики Спасителя стремятся отделиться от иудаизма, имперские чиновники начали воспринимать христианство как отдельную религию. Последователи Иисуса Христа отказывались поклоняться императору и приносить в его честь жертвоприношения, но привилегий иудеев у них не было. Поэтому начиная с середины первого века и вплоть до выхода Миланского эдикта в 313 году, благодаря которому христианство стало в империи дозволенной религией, ученики Спасителя были преследуемы. Эпицентром гонений была столица Римского государства – город Рим. Здесь в первом веке уже существовала большая община христиан – она и стала основной мишенью первых государственных гонений, инициированных императором Нероном. Жертвой гонений стал, в том числе, апостол Павел, которому за верность Христу отрубили голову. Апостол оказался в Риме вынужденно – Павла этапировали сюда из Палестины, где он был схвачен и заключен в тюрьму иудеями. Перед своим приездом в столицу Павел направил христианам Рима послание, отрывок из которого читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 6.18 освободившись от греха, вы стали рабами праведности. 6.19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые 6.20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. 6.21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. 6.22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. 6.23 Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Послание апостола Павла к римлянам так же, как и остальные его тринадцать посланий, сегодня входят в состав новозаветной части Библии. Послание к римским христианам является одним из самых обширных текстов апостола Павла, в котором он объясняет основы христианского богословия и нравственности. Несмотря на то, что послание к римлянам было написано почти две тысячи лет назад, его содержание по-прежнему остается актуальным. Современное общество в плане стремления к различным удовольствиям очень напоминает римское в эпоху поздней античности. Апостол Павел призывает своих читателей быть верными идеалам христианской нравственности. С точки зрения святого Павла, приняв крещение, человек получает от Бога великую благодать, за которую несет ответственность. Через крещение Господь освобождает человека от власти греха и дьявола, и полученную свободу каждый крещенный должен использовать во благо. Павел призывает своих читателей не обольщаться и говорит, что всякий человек после смерти даст ответ Богу за прожитую жизнь. Господь будет судить каждого по его жизненным плодам. Если человек жил в грехе, то итогом его существования будут, как говорит апостол Павел, «дела, каких ныне сами стыдитесь». Если же поступки человека соответствовали заповедям Божиим, то плодом его жизни будет святость, а ее итогом – вечное счастливое пребывание рядом с Господом в Его Небесном Царстве. Таким образом, апостол Павел призывает своих читателей не променивать благодатную радость на сиюминутное греховное удовольствие, а вечную жизнь на посмертную тьму и тоску.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.