Новозаветная часть Библии состоит из 27 книг. Большинство из них, четырнадцать, принадлежит перу апостола Павла. Святой Павел был наиболее плодотворным новозаветным писателем – в своей миссионерской деятельности он сочетал устную проповедь с посланиями, которые направлял христианским общинам или конкретным личностям в разные города Римской империи. Каждое из посланий было составлено апостолом Павлом по конкретной причине. Так, например, послание к христианам города Рима, было написано святым апостолом из-за стремления поддержать столичных последователей Спасителя, оказавшихся в крайне непростой ситуации. Христианская Церковь Рима образовалась в тридцатых годах первого века по Рождестве Христовом. Основателями Церкви стали местные евреи, которые, посетив Иерусалим, услышали проповедь святых апостолов и уверовали во Христа. Евреи-христиане составили костяк римской общины, которая затем стала пополняться за счет обратившихся в христианство язычников. Евреи и бывшие язычники довольно мирно сосуществовали вместе до 50 года, когда из-за бунта иудеев в Палестине император Клавдий приказал изгнать евреев из столицы. Покинуть Рим вместе с иудеями пришлось и евреям-христианам. Римская Церковь оказалась перед опасностью распада. Предотвратить ужасные события сумел апостол Павел, направив христианам Рима воодушевляющее послание. Нужно учесть, что Павел к моменту создания текста послания в столице не бывал, но при чтении послания к Римлянам это не чувствуется. Апостол пишет очень уверенно, поясняя перед христианами столицы основы учения Спасителя. Отрывок из послания к Римлянам читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 5.1 оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 5.2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. 5.3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, 5.4 от терпения опытность, от опытности надежда, 5.5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. 5.6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. 5.7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. 5.8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. 5.9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. 5.10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
Послание к римлянам, отрывок из которого мы только что слышали, имеет важное практическое значение для каждого православного христианина. Апостол Павел предельно много внимания уделяет в нем тому, как человек может достичь гармоничных отношений с Богом и, соответственно, вести правильную духовную жизнь. В основе всего для апостола Павла лежит крестная жертва Иисуса Христа, Который умерев и воскреснув, дал людям возможность войти в Царство Небесное. Жертва Христа, как говорит Павел, примирила Бога и людей. Не в том смысле, что Богу Отцу для прощения человечества нужна была кончина Его Божественного Сына, а в том, что на кресте Иисус Христос смыл Своей Кровью грехи людей. Теперь каждый человек, который принимает православное крещение во имя Святой Троицы, получает полное прощение грехов и входит в благодатное общение с Богом. Апостол Павел признает, что и после крещения человек испытывает скорби, но их православный христианин способен преодолеть с помощью Господа. Святой апостол утешает своих читателей, говоря, что тому, кто достойно переносит трудности жизни Бог дарит терпение. Терпение приносит человеку опытность. А от опытности рождается христианская надежда, которая не бывает посрамлена. Ведь Бог отвечает на каждую искреннюю молитву. Вера в это строится на знании о том, что Христос умер не за праведников, а за грешников. А потому, по мысли апостола Павла, горячо верующий и благочестиво живущий христианин никогда Господом оставлен не будет.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди